Бизнес с привкусом реальности

Мало кто знает, что свое начало виртуальная реальность (VR) берет в 1956 году, когда был создан аппарат Sensorama, оснащенный 3D–дисплеем, запахогенераторами и вибрирующими сиденьями, изменяющими свое положение в зависимости от происходящего на экране.

Роман Голдварг, продуктовый менеджер CyberLIT VR:
С того времени процесс развития VR проходил медленно. Как правило, сама технология была доступна только крупным военным корпорациям, которые использовали виртуальную реальность для отработки навыков и реабилитации солдат после военных действий. Революционным этапом в развитии индустрии можно считать появление на массовом рынке VR–шлема Oculus Rift, который на краудфандинговой платформе Kickstarter собрал более $2 млн, а впоследствии был продан Facebook за $2 млрд (при текущей оценке компании в $200 млрд). Oculus сыграл главную роль в активизации рынка.
Многие ошибочно полагают, что виртуальная реальность пригодна исключительно для игр. Но ведь есть еще такие сферы применения VR для бизнеса, как обучение, девелопмент, маркетинг, презентации. Вот один из примеров: недавно "Газпромнефть" создала VR–ролик и разместила на своих АЗС шлемы виртуальной реальности. Заинтересовавшийся клиент может надеть шлем и увидеть, как производится и транспортируется бензин, как устроены автозаправки и каковы гарантии качества топлива.
Еще один вариант внедрения — в сфере образования — у компании Cyberlit, которая разрабатывает учебные курсы по освоению сложного оборудования. VR делает курс по ремонту и обслуживанию компрессорного агрегата более понятным и полезным. VR в девелопменте давно помогает менеджерам увеличивать продажи недвижимости. Например, компания One More World сделала систему, которая позволяет наблюдать за строящимися объектами удаленно.
За внедрением VR в маркетинге можно обратиться к AUDI, которая на выставке CES–2017 представила виртуальный шоу–рум, где каждый мог ознакомиться с техническими характеристиками автомобилей, еще не поступивших в продажу. Посетитель мог залезть под капот, посмотреть интерьер салона, выбрать цвет и технические характеристики, а также совершить покупку авто прямо в VR.
Сейчас общий объем рынка виртуальной реальности составляет $5 млрд в год. По прогнозам аналитиков, уже к 2020 году VR–рынок достигнет $32–35 млрд. В 2018–м нас ждет множество интересных новинок от производителей VR–шлемов. Мы уже сейчас видим, в том числе на российском рынке, как крупные компании объявляют тендеры и активно интересуются внедрением VR–технологий.