Как малый бизнес в Петербурге использует криптовалюту

Автор фото: Архив "ДП"
Исроилжон Орижонов использует криптовалюту для создания туристической карты оплаты. Но надо еще немало по стараться, чтобы туристы решились купить этот продукт.

Малый бизнес все чаще использует криптовалюту не как настоящие деньги, а как систему поощрения сотрудников, работы с долгами или для сбора статистики.

Петербургский предприниматель Исроилжон Орифжонов, который работает в сфере настройки блокчейн–технологий для бизнеса, запускает собственную криптовалюту — виват–коин, которая, по задумке создателя, может превратиться в платежную платформу. То есть станет способом взаимодействия туристов с компаниями сферы услуг.
Сейчас предприниматель с партнером Александром Ивановым ищут инвесторов. Они планируют вложить в продвижение, доработку и запуск валюты не менее 12 млн рублей, которые собирают от нескольких инвесторов и венчурных фондов. В первую версию приложения и ПО предприниматели вложили 500 тыс. рублей собственных средств (они ушли на разработку).

Скидки от партнеров

Зарабатывать предприниматели будут на комиссии при переводе денег в виват–коины, а также на инвестировании вложенных в их валюту денег. По их бизнес–модели турист, который, приезжая в Петербург, купит через приложение какое–то количество виват–коинов, сможет получать скидки от компаний–партнеров, советы, инструкции, да и просто расплатиться. В систему оплаты собираются внедрить визовую поддержку туристов, онлайн–гид, организацию туров и др. Во многих городах уже есть туристические карты со скидками и услугами, а эта будет еще и с криптовалютой. Валюта с помощью блокчейна поможет отследить расходы каждого туриста и так узнать, какие объекты популярны, какие нет. А фирмы–партнеры смогут поменять валюту на реальные деньги или другую криптовалюту.
Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы к идее относится скептически. Он поясняет, что аудитория четырех– и пятизвездочных гостиниц — довольно консервативные люди, которых вряд ли заинтересует криптовалюта, даже если им предложат скидку. К тому же игроков рынка (в том числе в низком сегменте) может отпугнуть отсутствие понятия "криптовалюта" в законодательстве. "Возможно, этим заинтересуются одиночные хостелы, мини–отели, — говорит он. — Ресторанам и другим игрокам такая идея может понравиться просто как маркетинговая акция. Но нам в ближайшие 3–5 лет рано думать о криптовалютах".

Бобрики и фотки

Предприниматели рассказывают, что криптовалюту можно применять по–разному. Даже если она не торгуется на мировых биржах, это может быть выгодно. Евгений Дубовой, управляющий партнер компании Simdaq, которая тоже готовит к выпуску криптовалюты, рассказывает, что самый знаменитый пример — фермер Михаил Шляпников из деревни Колионово в Московской области. Свою валюту (колионы) он принимает в качестве оплаты за продукцию. Для него это инструмент работы с долгами, создания внутренней экономики без банков. "Можно извлечь пользу благодаря техническим возможностям криптовалют, — добавляет Евгений Дубовой. — В ряде индустрий будет полезна технология смарт–контрактов, гарантирующих исполнение обязательств, например, при ставках на спорт, страховании. Техническое оснащение валюты ограничено уже фантазией, а не возможностями".
Алексей Банников, глава группы компаний "Фотосклад.ру", рассказывает, что есть компании (КРОК, "Фотосклад", i–Free), которые используют свои криптовалюты в том числе как корпоративное поощрение. В КРОК монеты под названием "бобрики" сотрудники получают за оперативные отчеты, участие в жизни компании. Виртуальные премии можно потратить на сувениры, вещи для дома и др. "Токены "Фотосклада" являются своеобразными премиями за достижения, стаж и др., — говорит он. — Внутренняя валюта конвертируется так же, как обычная: деньги можно поменять на рубли". Он считает, что создание криптовалюты — затратный процесс. Потребуются ресурсы для разработки и поддержания, для этого нужны сотрудники. Расходы компании зависят и от выбора способа конвертации. Если предполагается обмен на материальные бонусы, их стоимость также придется учитывать.