Планирует ли Норвегия отказаться от нефтегазовых денег  

Крупнейший в мире фонд благосостояния, Государственный нефтяной фонд Норвегии, чей объем недавно превысил $1 трлн, сегодня объявил о возможном отказе от инвестиций в нефть и газ. Этот шаг тем удивительнее, что около половины поступлений в сам фонд сейчас идет как раз от продажи нефти. Но его руководство уверено, что отказ от вложений в углеводороды поможет стране в будущем избавиться от зависимости от нефтегазового рынка, пишет "Коммерсантъ".

Леонид Хазанов, налоговый эксперт:
Government Pension Fund Global (GPFG), по сути, не планирует отказываться от доходов от нефти и газа. Речь идет о том, что Банк Норвегии (аналог нашего Банка России) сделал рекомендацию исключить акции нефтегазовых компаний из бенчмарк-индекса GPFG, который используется для определения границ допустимого риска инвестиций и служит для оценки ожидаемой доходности фонда. И для этого есть все основания – курсы акций нефтегазовых компаний действительно подвержены сильным колебаниям, зачастую вызываемым спекулятивными факторами.
В настоящее время GPFG управляет портфелем активов на сумму, превышающую $1 трлн, из них «всего» $35 млрд приходится на нефтегазовые. Правда, $35 млрд – это довольно приличная и по мировым, и по российским меркам сумма. Замечу, что ключевой задачей GPFG является осуществление капитальных вложений в различные активы за счет поступающих в него сверхдоходов, генерируемых нефтегазовым комплексом Норвегии (главным образом в виде налогов), платы за выдачу лицензий на проведение геологоразведочных работ, а также дивиденды от принадлежащих правительству страны акций государственной корпорации Statoil. Собственно, он и был специально создан по решению властей Норвегии, чтобы сглаживать негативное воздействие ценовых колебаний на нефть на доходы страны. GPFG инвестирует полученные им денежные ресурсы в международные финансовые рынки, но также вкладывается в недвижимость и др. Кстати, GPFG не раз отказывался от акций ряда компаний, причем по этическим соображениям. Среди них – горно-металлургические гиганты Barrick Gold и Rio Tinto, производители авиакосмической техники Boeing и Lockheed Martin, производители двигателей, средств коммуникации и авиационного оборудования Safran, гранды табачного рынка British American Tobacco, Philip Morris, Imperial Tobacco. Любопытно, что среди них практически нет российских компаний (возможно, GPFG все-таки владеет их акциями). Что же касается последствий исключения из бенчмарк-индекса GPFG акций нефтегазовых игроков, то, скорее всего, это не скажется сильно на его доходах: они составляют лишь 6% его бенчмарк-индекса. И ничто не помешает GPFG продолжить инвестирование в них или иные финансовые инструменты.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП"