12:4701 ноября 201712:47
315просмотров
12:4701 ноября 2017
Председатель Московской Хельсинкской группы, правозащитница Людмила Алексеева предложила президенту Владимиру Путину создать совет по помилованию. Об этом она заявила на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, пишет РБК.
Андрей Константинов, писатель:
Я с огромным уважением отношусь к Людмиле Михайловне Алексеевой, но мне кажется, что ее предложение сильно запоздало и едва ли оно будет принято. Федеральная комиссия по помилованию при президенте прекратила свое существование в 2001 году, и ее полномочия были переданы субъектам Федерации, которые учредили собственные комиссии. В том числе из-за того, что федеральная захлебывалась в потоке обращений. И могу сказать, что далеко не все, кому по рекомендации федеральной комиссии смягчили участь, этого безусловно заслуживали. Я проработал в Петербургской комиссии по помилованию примерно 6 лет и мог видеть, как менялось отношение ее участников к происходящему. Изначально у моих коллег было предубеждение к судьям, к институту следствия, к правоохранительным органам в принципе: мол, вы посадили столько безвинных людей, а сейчас мы им поможем. Со временем члены комиссии стали трезвее относиться к обращениям осужденных по делам, связанным с наркотиками, меньше стали верить всему, что излагалось в прошениях о помиловании…
Решение нынешних комиссий носит рекомендательный характер, вердикт региональной комиссии должен еще пройти губернаторское сито и будет рассматриваться в Администрации президента. Рекомендация к помилованию – еще не помилование.
Та, старая комиссия не опиралась в своих решениях на рекомендации регионов.
Как будет действовать нынешняя? Это будет штаб для региональных комиссий? Ей будут делегированы надзорные функции? (Мол, на местах сидят люди не очень компетентные, а мы их поправим). Но тогда я не понимаю, в чем разница с теперешним фильтром АП и губернаторов.
В федеральной будут заседать гуманисты с безупречной репутацией и поэтому помилований должно быть больше? Вполне возможно, но все же ученые, артисты и прочие уважаемые люди, что будут входить в новую комиссию (если, повторюсь, она появится), – все-таки должны заниматься своим делом, а не разбираться в нюансах постороннего для себя занятия.
В любом случае в нынешней политической ситуации, полагаю, вряд ли количество помилованных возрастет, даже если «центральная» соответствующая комиссия появится.