Нужно ли банкирам ограничивать выезд из России

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме к президенту раскритиковал разработанный ЦБ законопроект, который предлагает наделить силовиков правом ограничивать выезд банкиров за границу по заявлению самого Банка России, пишет РБК.

Роман Алехин, социальный предприниматель, маркетинговая группа «Алехин и партнеры»:
Предлагая такой запрет, ЦБ расписывается в собственном бессилии контролировать финансовые потоки банков. Мера реактивная, и даже если будет принята, то максимум, что сможет, – помочь привлечь к ответственности проворовавшегося банкира, но не вернуть деньги в банк. Кроме того, как указал в своем заключении по законопроекту бизнес-омбудсмен Борис Титов, у нас есть нормы в Уголовно-процессуальном кодексе, которые позволяют тем или иным способом ограничить свободу по возбужденным уголовным делам, и добавлять еще одну, которая будет за пределами действия этого закона, – неправильно. Введение такой нормы, по сути, вынесет из привычного правового поля права определенной группы людей на свободу, и как их защищать – непонятно. ЦБ, как и всей власти, пора начать действовать проактивно и ставить правильные цели. В данном случае предположу, что посадить банкира не самоцель, а цель – воспрепятствовать незаконному выводу активов банка и клиентов за рубеж. И ограничение свободы выезда на достижение этой цели не влияет. Таким образом, необходимо настроить постоянный контроль банков со стороны ЦБ, особенно контроль операций с иностранными компаниями и компаниями за пределами Российской Федерации, а также продолжать начатую работу по деофшоризации экономики в России.
А что касается привлечения к ответственности, то здесь даже не надо новых законов создавать, необходимо изменить в принципе механизм работы правоохранительных органов, особенно по экономическим преступлениям, когда дела возбуждаются и долгое время расследуются «по факту» и как бы нет подозреваемых или обвиняемых. Это также приводит и к тому, что тот, кому надо, успевает скрыться, но в то же время есть проблема с защитой прав участников процесса. Если же возбуждать дело сразу в отношении конкретных лиц, то, во-первых, можно применить любую обеспечительную меру, а во-вторых, это дисциплинирует органы правопорядка, так как с момента признания лица подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления у него появляется право на полноценную защиту и последующую реабилитацию в случае неправомерного преследования.