Стартап вместо выставки

"Лофт–проект Этажи" начинает продавать франшизу и меняет формат. Из арт–центра компания планирует превратиться в пространство для стартапов.

Владелец бренда "Лофт–проект "Этажи" Денис Кузнецов объявил о ребрендинге компании. Теперь фирма будет позиционировать себя не как арт–центр, а как площадка, где начинающие предприниматели, стартаперы в креативных сферах бизнеса смогут арендовать помещения по льготным ставкам.

Голос посетителей

Как формулируют в самой компании, "Этажи" будут городом креативных стартапов и событий. Кроме того, центр начнет продавать франшизу предпринимателям из других регионов России. Условия ее будут гибкими: например, возможная площадь помещения франчайзи — от 50 м2 до 10 тыс. м2, по франшизе можно будет открыть только хостел, или только кафе, или полноценный арт–центр.
Как поясняет Денис Кузнецов, креативным стартапом может быть что угодно; от веганского кафе до производства одежды. При этом предпочтение отдадут проектам, которые работают в среднем и низком ценовых сегментах. "Просто мы видим, что общественный интерес, энергия смещаются от арта к креативной экономике. Люди хотят что–то делать сами и обмениваться результатами своего труда, — рассуждает он. — Я и сам считаю себя малым предпринимателем!"
Он добавляет, что средств на реконцепцию компания почти не тратила. "Мы поменяли только логотип и фирменный стиль, а необходимый текущий ремонт делает собственник здания на свои средства. И в целом мы договорились о партнерстве: скидки по аренде мы также можем предоставлять благодаря владельцам здания. У нас правила, обратные тем, что приняты в ретейле: известным, якорным брендам сдаем места по максимальной ставке, а начинающим — со скидкой".
В среднем аренда коммерческой площади на Лиговском пр. — 1 тыс. рублей за 1 м2, в "Этажах" ставка втрое выше. Но стартаперам обещают сделать скидку до 500 рублей за 1 м2, а некоммерческие выставки и вовсе размещать бесплатно. "Причем неважно, понравятся ли арендаторы нам, руководству, — подчеркивает гендиректор "Этажей" Светлана Полынькова. — Выбирают сами посетители, они проголосуют ногами и кошельком за тех, кто им интересен".
Сейчас в "Этажах" 185 арендаторов, площадь пространства — 7 тыс. м2. Проект заработал 10 лет назад, тогда освоенная площадь составляла 3 тыс. м2. Свою посещаемость владельцы оценивают в 3 тыс. человек в будний день и 5 тыс. человек в выходной. "В Петербурге культура таких проектов развивается, и креативный бизнес все более востребован, — говорит Денис Кузнецов. — А вот в Европе подобных проектов, как ни странно, очень мало. Потому что почти всем, кто открывает галерею и занимается искусством, выдают гранты. Это хорошая поддержка, но по ее условиям коммерческие проекты там развивать нельзя; максимум одно кафе".

Выставка или бизнес

В Петербурге более 40 малых креативных пространств, которые в основном продвигают галереи и выставки, но также сдают свои площади в аренду. Общая площадь городских арт–пространств и творческих кластеров превышает 100 тыс. м2.
Среди основных игроков рынка компания BS Art Development Group, под управлением которой работают "Флигель", "Голицын Лофт", Corpus–2. А также "Бертольд Центр", Contour Family, "Ткачи", "Артмуза" на Васильевском острове и другие. В большинстве из этих пространств есть разные типы арендаторов — это компании, которые снимают офисы и мастерские, магазины, рестораны и бары.
Но у каждого из них есть своя специфика. Например, в "Атмузе" на 13 тыс. м2 работают более 130 творческих мастерских, там постоянно проходят выставки и спектакли, образовательные курсы. В Corpus–2 среди арендаторов много общественных организаций, спортивных проектов, в "Ткачах" — дизайнерских и винтажных магазинов, в "Голицын Лофте" — клубов, ресторанов и баров.
Сергей Бельтюков, владелец "Артмузы", с подходом "Этажей" не согласен. "Тенденция такая действительно есть: сейчас любой гараж норовит повесить вывеску "Творческое пространство" и сдавать в аренду площади, — рассуждает он. — Но в итоге многие подобные проекты перестали быть местами, где интересно проводить время. Вас там накормят, напоят спиртными напитками, вы можете там что–то купить, но ничего интересного уже не увидите. Хотя, скорее всего, с точки зрения бизнеса так выгоднее".
Он добавляет, что в самой "Артмузе" первичны именно выставки, а арендаторов мастерских выбирают после просмотра портфолио.