Покупатели мелким оптом: торговые сети готовы стать крупнейшими поставщиками товаров

Автор фото: РИА Новости
Автор фото: РИА Новости

Сеть "Лента" вышла на рынок оптовых продаж продовольствия. Признав эксперимент успешным, ретейлер запустил оптовые продажи для малого бизнеса в своих гипермаркетах по всей России. Федеральные торговые  сети могут в перспективе стать для мелкой розницы крупнейшими поставщиками.

Продуктовая сеть "Лента", четвертая по выручке среди публичных ретейлеров, начала развивать оптовые продажи для малого бизнеса. Проект "Лента Про" стартовал в феврале 2017 года, и в настоящее время ретейлер работает над расширением ассортимента и частными торговыми марками, разработанными специально для сегмента b2b.
Прежде чем запустить оптовые продажи по всей стране, компания тестировала новое направление в гипермаркетах Петербурга, Ростова–на–Дону, Новосибирска, Петрозаводска и Новороссийска.
Краснодарская сеть "Магнит" в августе также вышла на рынок оптовых продаж, открыв три первых экспериментальных магазина "Магнит–Опт" в Краснодаре, Саратове и Ульяновске. Таким образом, в среднесрочной перспективе федеральные сети могут стать для мелкой розницы крупнейшими поставщиками товаров и регуляторами закупочных цен.

Рост маржи за счет малого бизнеса

Как рассказали "ДП" в сети "Лента", новый проект ориентирован на сегмент HORECA, мелкую независимую розницу и офисные закупки. Кроме того, ретейлер рассматривает возможность работы с крупными корпоративными заказчиками. Для совершения оптовых покупок юридические лица и частные предприниматели должны зарегистрироваться в программе "Лента Про", для них открыты специальные кассы во всех гипермаркетах сети, там же они могут получать счета–фактуры для учета затрат и возврата НДС.
Участие в программе дает бизнесу скидку до 9% на весь ассортимент гипермаркетов "Лента". "Проанализировав данные о покупках клиентов "Ленты", мы сделали вывод о том, что заметное количество покупателей в наших магазинах делают приобретения не только для частного потребления, но и для бизнеса. Мы решили предложить профессиональным клиентам специальный сервис и программу лояльности, тем более что на фоне сложной экономической ситуации с рынка ушло множество средних и мелких поставщиков для сегмента HORECA и небольшой независимой розницы", — отметили в пресс–службе ретейлера.
Оптовые продажи действуют только в гипермаркетах. Супермаркеты в ней не участвуют из-за сокращенного товарного запаса. Запускать для оптовых клиентов интернет–продажи "Лента" не планирует.
Вслед за петербургской "Лентой" краснодарская сеть "Магнит" в августе тоже сообщила об открытии трех тестовых мелкооптовых магазинов нового формата — "Магнит–Опт". Эти магазины открылись в Краснодаре, Саратове и Ульяновске. "Новый сервис позволит компаниям и предпринимателям совершать покупки с финансовой выгодой, а жителям — приобретать продукты про запас", — говорилось в сообщении ретейлера. Оптовый ассортимент насчитывает около 1,5 тыс. позиций самых востребованных товаров.
По словам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, с одной стороны, операционная рентабельность оптового бизнеса, как правило, ниже, чем у розничного, но с другой стороны, оптовые продажи — это возможность для компаний повысить эффективность формата гипермаркет, если такое расширение бизнеса не потребует дополнительных масштабных инвестиций в новую инфраструктуру.

"Лента" vs Metro

"Лента" на фоне меняющихся позиций Metro Cash&Carry в Петербурге, выручка которого в 2016 году в городе снизилась на 11%, возможно, имеет все шансы заполучить клиентов этой компании. Немецкая сеть в 2013 году запустила для владельцев продуктовых магазинов продажу франшизы "Фасоль". Магазины, работающие под этой вывеской, не платят роялти и паушальные взносы, но обязаны покупать определенный объем товаров в Metro, включая товары под собственными торговыми марками сети.
В InfoLine отметили, что проект "Фасоль" в Петербурге оказался не самым успешным по сравнению с другими городами. Однако в пресс–службе Metro Cash&Carry сообщили, что с 2013 по 2017 год в Петербурге было открыто в тестовом режиме семь магазинов "Фасоль". На данный момент на различных стадиях переоборудования находятся 17 торговых точек.

Угроза малому бизнесу

"Лента" и "Магнит" последние несколько лет активно развивают направление собственного импорта. "Оптовые цены на некоторые позиции в "Ленте" и "Магните" уже ниже, чем у поставщиков и даже производителей отдельных товаров", — подчеркивают в InfoLine. За счет привлекательных цен оптовое направление у сетей может стать очень популярным среди представителей малого бизнеса, которые и так периодически закупаются в гипермаркетах. Владельцы мелких сетей ранее неоднократно заявляли "ДП", что после вступления в силу обновленного закона о торговле транснациональные корпорации предложили им закупочные цены на 15–30% выше цен на полках в той же "Ленте" или "Карусели". Это связано с тем, что сети больше не имеют права брать с поставщиков в качестве вознаграждения за место на полке (ретробонус, плата за маркетинг и т. д.) более 5% стоимости закупки, а ранее разными способами поставщик возвращал им до 30% стоимости проданного товара. Теперь крупный ретейл получает эту разницу за счет более низких закупочных цен. В Петербурге конкуренция за последние несколько лет ужесточилась, более десятка мелких сетей, не выдержав борьбы, ушли с рынка. Сокращается и число небольших оптовиков. Таким образом, в недалеком будущем федеральные сети могут не только стать основным поставщиком для малого бизнеса, но и контролировать закупки мелких предпринимателей, фактически став регулятором рынка.
"Инвестиции в цены со стороны крупных федеральных ретейлеров могут помочь им в конкурентной борьбе за покупателя с мелкими игроками, которые медленно слабеют. Это может ускорить уход малой розницы с рынка", — говорит Наталья Колупаева.
"Дать правовую оценку действиям крупных торговых сетей на мелкооптовом рынке сейчас не представляется возможным, так как анализ указанного рынка петербургским УФАС за 2017 год не проводился", — сообщили в пресс–службе антимонопольного ведомства.
Мы тоже ведем переговоры с "Лентой" о подобном сотрудничестве, находимся в диалоге. Развивать оптовое направление — очень правильное решение. Для малого бизнеса, который и так отоваривается в "Ленте", скидка 9% станет отличным бонусом. К тому же в "Ленте" можно покупать небольшими партиями, это удобно для небольших магазинов. С дистрибьютором так не получится, там каждый раз нужно заказывать палеты и товар на несколько тысяч рублей. А вот более крупных представителей бизнеса скидка 9% вряд ли заинтересует.
Алексей Гулый
владелец сети магазинов "Естный"
Развитие розничными сетями оптового направления — это новая тенденция на потребительском рынке. И "Магнит", и "Лента" развивают собственный импорт, у них имеются необходимые склады, транспорт и инфраструктура. Это позволяет ретейлерам эффективно продавать товар малому и среднему бизнесу. У "Магнита", как и у других игроков, есть алкогольная лицензия на оборот и импорт алкоголя. Развитие оптовых продаж позволяет крупным ретейлерам увеличивать собственную маржу.
Иван Федяков
генеральный директор INFOLine
Мы не будем сотрудничать с "Лентой", у нас есть свой пул поставщиков. Работать с ней может быть интересно отдельным магазинчикам, кафе, но не сетям. Но, пока работает "Народный", конкурировать им будет сложно. Я знаю, что ценовая политика METRO Cash&Carry перестала быть интересной для малого бизнеса. Поэтому "Лента" с оптовым проектом находится в выигрышном положении, но мне кажется, что скидка 9% — это слишком мало. Нужно понимать, что от работы с дистрибьюторами есть своя выгода — ретробонусы, входная плата, разные маркетинговые предложения.
Александр Азаров
совладелец сети магазинов "Удачный"
Предприниматели давно закупаются в "Ленте", но сейчас сеть выстроила более понятную структуру для таких клиентов, установила отдельные кассы. Я знаю, что сейчас многие федеральные сети торгуют оптом. Такой проект может быть ориентирован на мелких торговцев и на ларечников. Но нужно понимать, что небольшие оптовые компании и одиночные магазины, неорганизованная розница сейчас в Петербурге практически умирают. Я думаю, что оптовый проект "Ленты" не окажет серьезного влияния на рынок.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реалъ"