Кашин и Плющев против ФСБ

Журналисты Олег Кашин и Александр Плющев подали в Мещанский суд Москвы административные иски о признании незаконным требования ФСБ передать ключи шифрования от переписок в Telegram. «Мы считаем, что это затрагивает наше право на конфиденциальное общение с источниками информации», — написал господин в Telegram. Он добавил, что интересы журналистов представляет правозащитная группа «Агора». Дата рассмотрения исков пока не назначена, пишет «Коммерсантъ».

Максим Али, старший юрист Юридической фирмы «Максима Лигал»:
Павел Чиков в своем канале Telegram выложил скриншоты административных исковых заявлений г-на Кашина и г-на Плющева, поданных к ФСБ России и Роскомнадзору. Но здесь нужно понимать следующее:
• Во-первых, на скриншотах отсутствует какая-то отметка суда о том, что эти документы уже были поданы в Мещанский районный суд Москвы.
• Во-вторых, в электронной картотеке на сайте суда всё еще нет информации о поступлении подобных документов. Справедливости ради, стоит, конечно, отметить, что обновление картотеки дел на сайтах судов общей юрисдикции нередко происходит с ощутимой задержкой.
Таким образом, нельзя исключать, что мы имеем дело лишь с «анонсом» судебного разбирательства, а сами административные исковые заявления еще не поданы.
Кроме того, в публичных источниках в принципе очень мало подробностей по поводу содержания исковых заявлений. Из-за этого дать профессиональную оценку перспектив обоих дел достаточно сложно, поскольку для этого нужно выяснить, в чем именно суть заявленных перед судом требований и чем именно они обоснованы.
Но даже из тех небольших частей информации, которые доступны в данный момент, можно выдвинуть следующую версию.
В первую очередь, следует обратить внимание на то, что иск был подан в порядке административного судопроизводства и именно в районный суд. Если сравнить эти данные с правилами о подсудности, установленные Кодексом административного  судопроизводства РФ, то можно предположить, что предметом требований истцов, видимо, является оспаривание законности конкретных действий ФСБ. Теперь попробуем разобраться, что же это за действия.
Здесь стоит также вспомнить, что адвокаты той же самой «Агоры», с одной стороны, представляют интересы г-д Кашина и Плющева, а, с другой – были выбраны Павлом Дуровым для защиты интересов Telegram Messenger LLP. Напомню, что в последнем случае речь идет о привлечении компании к административной ответственности за непредоставление по требованию ФСБ «ключей дешифровки» и назначении ей штрафа в 800 000 рублей. Кстати, дело рассматривалось тем же Мещанским районный судом Москвы.
Это наталкивает на мысль, что все три дела взаимосвязаны, а предъявление отдельных административных исков г-ном Кашиным и г-ном Плющевым является частью разработанной «Агорой» стратегии по защите самого Telegram'а. Если это так, то оспариваемые истцами действия ФСБ – это, скорее всего, и есть то самое требование силовиков о предоставлении «ключей дешифровки», которое было проигнорировано Telegram'ом и, в конечном счете, стало одним из оснований для назначения мессенджеру наказания в виде 800 000 рублей административного штрафа.