Ситуация меняется

Массовое строительство на Васильевском острове в ближайшее время, скорее всего, сосредоточится на намывных территориях. А в зоне сложившейся застройки будет появляться жилье более высокого класса.

Васильевский остров — уникальный район с точки зрения разнородности территорий и возможности строить жилье совершенно различных классов — от комфорта и до максимально высокого уровня.
"В принципе, на Васильевском острове — весьма значительном по площади локации — имеются зоны и для строительства откровенного экономкласса, — считает директор по маркетингу и продажам компании "ЮИТ Санкт–Петербург" Екатерина Гуртовая. — Другой вопрос, что такое жилье никто не хочет называть экономом". Все–таки сейчас экономкласс в сознании покупателей ассоциируется, главным образом, с проектами массовой застройки в не самых удобных локациях, удаленных от центра и ключевых транспортных артерий.
По данным КЦ "Петербургская недвижимость" на 1 октября 2017 года, объем рынка Василеостровского района составляет 385 тыс. м2 в 14 строящихся жилых комплексах. Из них в предложении — 185 тыс. м2.

В сторону залива

В настоящее время застройщики активно осваивают территории бывших заводов вдоль Уральской ул. и Малого пр. В.О. Однако основным источником прироста нового жилья на Васильевском острове в ближайшие годы будут оставаться намывные территории в западной его части.
"Формирование искусственных земель продолжается, — рассказывает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев, — сейчас намыта лишь треть от запланированных 476 га".
Первыми на намыве были заселены корпуса первой очереди ЖК "Светлый мир "Я–Романтик…" общей жилой площадью около 100 тыс. м2, недавно сдан в эксплуатацию еще один корпус комплекса площадью 18 тыс. м2, а также идет строительство еще около 95 тыс. м2 жилья и многофункционального комплекса площадью около 65 тыс. м2.
Также на намыве в IV квартале 2017 года должен быть сдан в эксплуатацию ЖК "Капитан Немо" от "Лидер Групп", который станет первым из четырех комплексов в квартале "Гавань капитанов". Летом 2017 года на намывных территориях начала возведение ЖК Golden City компания Glorax Development. А совсем недавно "Группа ЛСР" объявила о намерении не просто построить дома, а специально для этого намыть еще около 90 га земли. Создание территории должно завершиться в 2019 году, после чего на ней планируется построить около 500 тыс. м2 жилой и 30 тыс. м2 коммерческой недвижимости. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 40 млрд рублей.
"Намывные территории — это в основном застройка комфорткласса, хотя здесь могут возникать и отдельные объекты, близкие к "бизнесу", — отмечает Екатерина Гуртовая. В отличие от других локаций в центральных районах города, вид на воду в данном случае не является фактором, существенно влияющим на класс жилья или его стоимость. Такая тенденция сформировалась еще в советское время — в районе станции метро "Приморская" видно, что и тогда здесь никто не пытался строить особо комфортное жилье — скорее Васильевский воспринимался как район, близкий к типовым спальным районам.

И себе, и людям

Строительство комплексов апартаментов — еще один тренд последних лет, который отразился и на новой застройке Васильевского острова. Так, на месте грузового терминала Санкт–Петербургского речного порта, непосредственно на наб. Макарова, строится лофт–квартал Docklands — осенью начались продажи во второй очереди проекта.
Застройщик элитного жилья — ГК "Еврострой" возводит комплекс апартаментов Next в сформировавшемся благоустроенном районе острова — на Среднем пр., рядом со строящейся станцией метро, которая откроется в 2019 году.
"Тенденция последних лет: многие петербуржцы, приобретая жилье для своих детей "на вырост", выбирают апартаменты — достаточно новый продукт для нашей страны — и рассматривают их как инвестиционно привлекательный актив", — рассказывает генеральный директор ГК "Еврострой" Оксана Кравцова.

Вторичный рынок

По словам вице–президента Ассоциации риелторов Санкт–Петербурга и Ленинградской области, генерального директора АН "Невский простор" Александра Гиновкера, на данный момент на вторичном рынке Василеостровского района продается более 2 тыс. объектов. "Эта территория с точки зрения разнообразия жилого фонда одна из самых интересных в городе, — отмечает он, — большое количество объектов обладает видовыми характеристиками: на Финский залив, на Неву, на Смоленку".
Как отмечает генеральный директор агентства "Петербургская недвижимость" Сергей Дроздов, Васильевский остров не относится к районам с большим количеством сделок на вторичном рынке. Причин две: прежде всего высокие цены и значительный объем старого фонда, который не пользуется спросом. По данным аналитического центра агентства "Мир квартир", к концу 2017 года недвижимость Васильевского острова на 75% (всего жилых построек около 1 тыс.) представлена старым фондом. "Лишь в половине капитальный ремонт был проведен относительно недавно, а очень многие дома находятся в аварийном состоянии или весьма близки к нему", — рассказывает Анастасия Скокова, директор отдела маркетинга и PR агентства "Мир квартир".
"В основном покупатели приобретают в этой локации 1–2–комнатные квартиры в так называемой новой вторичке по цене от 114 тыс. до 146 тыс. рублей за 1 м2", — утверждает Сергей Дроздов. Четверть сделок осуществляется с комнатами в старом фонде. Все эти особенности приводят к тому, что круг желающих купить вторичное жилье на Васильевском острове сужается. В основном это коренные жители района. "Островитяне настолько прикипают к своему острову, что редко переезжают в другие части города, — отмечает представитель агентства "РЕАЛ ЛИДЕР" Марина Семенова. — Если у них возникают жилищные вопросы, они стараются решить их в границах острова". В числе новых жителей Васильевского острова чаще встречаются те, кто приобретает элитную недвижимость и для проживания, и в качестве инвестиций.

Путь домой

Однако в последнее время интерес к приобретению недвижимости — как первичной, так и вторичной — на острове растет. Это связано прежде всего со строительством и вводом новых объектов транспортной инфраструктуры. Ведь именно доступность района — что на автомобиле, что на общественном транспорте — вызывала всегда больше всего вопросов.
"Ввод ЗСД категорически поменял ситуацию — несмотря даже на то, что еще не до конца решены вопросы со съездами–заездами, — говорит Екатерина Гуртовая. — У людей, которым нравится Васильевский остров и которые осознают, что им было бы удобно и приятно здесь жить, теперь появились абсолютно другие возможности, чтобы быстрее добраться на север и юг города".
Запуск новой развязки позволил полнее раскрыть и потенциал новостроек на намывных территориях, комментирует Алексей Бушуев.
Также упрощению транспортной ситуации способствовало открытие станции метро "Спортивная–2", которая немного снизила нагрузку на станцию "Василеостровская" и дала доступ к новой ветке метро, отмечает Александр Гиновкер. Через несколько лет откроется станция "Горный институт".
Большие перспективы для острова связывают с продлением наб. Макарова и завершением строительства моста через остров Серный.