Максимально иррационально: как лауреат Нобелевской премии показал экономистам человека

Автор фото: Imago/TASS

Лауреат Нобелевской премии по экономике смог сделать эту науку более человечной, доказав другим ученым, что покупатель и инвестор — не вымышленные существа из учебника, а живые люди.

Нобелевскую премию в области экономики получил американский ученый Ричард Талер, снявшийся в кинофильме "Игра на понижение", а также выполнявший обязанности советника 44-го президента США Барака Обамы. Награды он удостоился за "за вклад в исследование поведенческой экономики". Один из членов комиссии, принимавшей решение о том, кому стоит отдать премию, отметил, что Ричард Талер сделал экономику более человечной.
Экономист действительно на протяжении многих лет изучал то, как психология влияет на экономическое поведение людей, в том числе как потребители принимают решения, руководствуясь чувствами и эмоциями. Сам Ричард Талер на вопрос о том, как он намерен потратить нобелевскую премию, пообещал, что постарается сделать это "максимально иррационально". Примерно так всегда и поступали объекты его исследований.

Иррациональность во всем

Талер к человеческой иррациональности всегда относился с пониманием, говоря, что проблема вовсе не в ней, а в модели, которую используют экономисты. Последние, по мнению исследователя, не учитывают участие в экономических процессах не вымышленных существ, а людей, которыми движут эмоции, настроение и множество других факторов.
Вот, например, среди наблюдений Талера из области потребительского поведения — тот факт, что ценность зонта неизбежно растет в дождь, но компанию, которая захочет на этом заработать, потребители непременно осудят.
Талер также много исследовал понятие "справедливость" и то, как оно вписывается в повседневные экономические процессы. Например, тот факт, что бутылка обычной воды может стоить в несколько раз дороже, если ее продают в баре дорогого отеля, вполне вписывается в представления потребителя о справедливом ценообразовании. Что касается постоянно низкой цены — то ей, по замечаниям Талера, многие предпочитают скидки, так как покупка по сниженному ценнику больше удовлетворяет человеческое желание купить товар подешевле.

Выбирать и зарабатывать

Тем, что принято считать "предположительно незначительными факторами", по мнению Талера, можно объяснить не только поведение покупателей, но инвесторов. На решение последних может повлиять погода, тот факт, голоден человек или сыт, и даже то, какие результаты накануне продемонстрировала его любимая команда.
Ричард Талер стал основоположником теории "либертарианского патернализма", основанной на его наблюдениях. Эта теория направлена на то, чтобы подталкивать человека к оптимальному выбору, продиктованному разумом, а не эмоциями. Вместе с Сайстейном Кассом Талер выпустил книгу "Толчки", посвященную тому, как организации могут помогать людям делать более рациональный выбор. Саму систему подталкивания покупателей к определенному решению авторы книги называют архитектурой выбора.
В книге "Новая поведенческая экономика" Ричард Талер продолжает уже начатый разговор о психологии влияния, объясняет, почему же все-таки люди нарушают правила так называемой традиционной экономики, и рассказывает, какую выгоду может извлечь бизнес.