Самая практичная любовь. Тест-драйв Skoda Rapid

 

Skoda обновила свой Rapid. Для рынка массовых автомобилей это важное явление, ведь модель входит в десятку самых продаваемых в России. И для меня этот факт интересен тем, что Skoda еще со времен Octavia конца 1990–х — это попытка чешско–немецких автофабрикантов ущучить конкурентов и дать своим клиентам возможность сказать: "Я умнее всех" благодаря кузову лифтбэк. Машина выглядит снаружи как седан, но имеет просторную пятую дверь и огромного размера багажник. Машины с такими кузовами делали многие производители, но сделать это ключевым преимуществом бренда и одной из главных отличительных черт смогли только чехи. Возможно, дело в общей концепции, в послании, которое не размывается в голове покупателя: наши машины самые практичные. Выглядеть практичными хотят многие компании, но, видимо, другие автопроизводители посылают двойное или тройное послание, а оно считывается всегда хуже.
В тот момент, когда стало очевидно, что Octavia идет в более высокий ценовой сегмент, а Fabia не может претендовать на лидерство в экономичном сегменте в силу своей субтильности и ориентации на европейские ценности, появилась новая Skoda Rapid. Имя этой машины известно с 1935 года. Тогда это были дивные стильные и относительно доступные машины. Второй раз это имя всплыло при социализме — в 1984 году. Так назвали купе на базе модели Skoda 130. Надо признать, чехи жили свободнее. У них было в массовом производстве купе, которое называли Porsche для бедных. И это был фан! Это была гордость компании из Млада–Болеслава. В 2012 году появляется машина класса В+ на базе VW Polo Sedan. И пару месяцев назад ее обновление представили в Петербурге.
Этот тест важен для всех петербуржцев, в том числе для тех, кто не собирается покупать Skoda Rapid ни при каких обстоятельствах. И даже для тех, у кого нет прав. Так как, скорее всего, вы на этой машине поездите. В качестве пассажира. Заранее можно сказать, что их будут брать в качестве автомобиля такси.
Мне досталась Skoda Rapid с мотором 1,6 л мощностью 110 л. с. и классическим автоматом. Завожу и еду. Динамика довольно вялая, задором тут точно не пахнет. Но мотор ведет себя тихо, и вообще машина нешумная. Немного барабанят камни по пластиковым подкрылкам арок колес, гудит кузов на гравии и скрипит багажная полка. Я сажаю назад двоих детей, вперед одного, все в детских креслах. В багажник складываю их поклажу: велосипеды, самокаты. Skoda Rapid предательски проседает. А ведь в глубинке ее нагрузят и похлеще!
При этом должен сказать, что управляется автомобиль очень хорошо и даже вкусно. Едет как по рельсам, и если бы мотор был помощнее, то это была бы прямо зажигалка! Тормозит информативно и уверенно. Спортивные ощущения при управлении машиной добавляет подвеска. Она жестковата. Даже так: она жесткая. А если вы выбрали опционные колеса R17, на которых она смотрится повеселее и побогаче, то обрекаете себя ездить на вибростенде. Если колеса поменьше, то вы наслаждаетесь малыми кренами и откликом на руль.
Это во многом городской автомобиль. В городе это оптимальный размер. Skoda Rapid легко находит место для парковки и встает на место практически любой отъехавшей машины. При этом размеры такие, что тесноты в салоне не чувствуется. На заднем сиденье можно устроиться, не касаясь коленями передних кресел. Правда, не для самых рослых. Это скорее опция для людей среднего роста. Не мешают городскому триалу и европейские корни — дорожный просвет 17 см позволяет проехать практически везде, где заблагорассудится.
Как же сделать так, чтобы при таком наборе достоинств народ продолжил покупать Skoda Octavia? Надо придать Skoda Rapid подростковые черты, сделать ее проще, доступнее, менее изысканной. Она смотрится девочкой–подростком. Она проста, открыта, немного нескладна. Как всегда, многое зависит от комплектации. Элементы внешнего изящества тем обильнее, чем дороже машина. И нельзя не отметить, что после обновления машина внешне мало изменилась. Решетка радиатора стала крупнее и приобрела хромированную окантовку, фары получили светодиодную полоску, нижняя губа бампера — хромированный контур. Чуть изменились противотуманные фары, и они теперь подсвечивают повороты. Широкий проем багажника вытолкнул фонари на самые боковины кузова. И ярких элементов в экстерьере машины практически нет. Но, возможно, практичному автомобилю они и не нужны. Однако если вы попытаетесь купить машину в комплектации попроще, то не будет ни хрома, ни противотуманных фар. Три педали и руль. Вот что вас ожидает.
Салон изменился гораздо заметнее. И он тем лучше, чем богаче комплектация. Например, есть базовые кресла, спортивные в средней комплектации и "богатые" в максимальной версии. На удивление, спортивные удобнее и красивее, но в максимальной комплектации профиль лучше поддерживает поясницу. Почему же спортивные кресла не в максимальной комплектации? Думаю, у них интегральные подголовники, неотделимые, это дешевле в производстве. Да и вход–выход с ними для корпулентных персон чуть сложнее. Это как комплектация Avangard у Mercedes — чуть спортивнее, а более дорогая Elegance — более расслабленная и изысканная. Впрочем, не путайте Skoda и Mercedes.
Музыка хороша и имеет красивые названия: Blues фантастически выглядит. Стильная круглая ручка с хромированным кантом и матричным дисплеем внутри — отличная находка. Плохо, что за музыку надо платить 11 тыс. рублей. Но зато если доплатить еще совсем немного, то можно взять двухдиновую магнитолу Swing. Но она пуста. За Bluetooth и интеграцию со смартфоном надо доплачивать. И немало. И что хорошо — звучит музыка неплохо, напористо, сочно! Молодежи понравится. Китайский рэпер Jay Chou взрывает улицу композицией General! А "Времена года" Вивальди успокоят даже горячие сердца, так проникновенно играют в этой машине. Хотя инструментарий и динамики — простейшие. Руль удобный и хорошо ложится в руки. Кнопки на нем хороши. Бардачок просторный, но гулкий, зато ручка бардачка близко поставлена к водителю.
Приборы, как всегда, с радиальной оцифровкой. Она требует привыкания. Интересно, что стоит доплатить 5 тыс. рублей — и дисплей между спидометром и тахометром преображается. Все, как у машин группы Volkswagen, четко и логично: расход, запас хода, время, средняя скорость и т. д. плюс визуальный ряд. Понравилась опция автоматического дальнего света — пока это редкость в сегменте доступных и компактных авто. Равно как и биксенон.
Я сравнил работу машин с автоматическим кондиционером и климатом. В принципе за климат можно не доплачивать, но выглядит он дороже: дисплей, кнопки в два ряда. Под климатом — удобная полка с AUX, USB, гнездом питания. Подстаканники, коробка и ручник, пользоваться которым мешает подлокотник.
Сзади места много, сидеть удобно, и есть два варианта украсить жизнь задних пассажиров: заказать подогрев задней подушки или два гнезда зарядки USB. Одновременно опции не заказать — они претендуют на одну и ту же локацию в торце центрального тоннеля.
Багажник — мечта хозяйственного человека. Мало того что под шторкой получается 530 л, так еще если ее убрать и сложить сиденья — туда можно поставить ручной пулемет или систему залпового огня.
В общем, Skoda Rapid может привлечь покупателей. Мешают ей цены. В реальности она подорожала, но изменилась не сильно. Цена машины стартует с отметки 611 тыс. рублей. Автомобиль с автоматом можно взять за 770 тыс. Опции легко поднимут эту цифру до 930 тыс. И это все равно будет компромисс. А там и миллион виден.
Если же вы хотите ехать с огоньком и выйти из 10 секунд разгона до сотни, то надо заказывать турбомотор 1,4 л о 125 силах. Это минимум 911 тыс., то есть с опциями это 1,1 млн рублей. Корейцы тоже подорожали, но набрать Rio или Solaris на 1,2 млн рублей невозможно. Практика за каждый чих брать деньги не самая очевидная. С одной стороны, она позволит сэкономить невзыскательным гражданам. С другой — требовательные любители жизни только за нормальную музыку заплатят весьма немалые деньги. Одна опция тянет за собой другую. Аттракцион алчности: камера будет с омывателем, только если ты закажешь задний дворник с омывателем. Как в такой машине может не быть заднего дворника — я не понимаю. Еще вопрос — надо ли брать деньги за эмоциональные вещи, которые создают настрой: за гениальный лоток под сиденьем для зонта просят 1300 рублей. При этом карман в торце переднего пассажирского сиденья я очень люблю. Все эти фишки, которыми сильна Skoda, — тоже. Но заплатить за них столько денег мне психологически было бы сложно. Там ведь уже и Octavia близка по цене. В общем, чемпионом Skoda Rapid не станет. Но привлечет многих — это точно. А мой совет прост: берите комплектацию Monte Carlo! Непременно в красном цвете.