Откуда акции растут. Ценные бумаги завода "Звезда" и ВСЗ подорожали

Автор фото: Коньков Сергей

Спекулянты разгоняют рынок акций судостроительных предприятий. Бумаги производителя судовых двигателей "Звезда" и Выборгского судозавода бьют рекорды на бирже.

Акции компаний судостроительного комплекса дорожают на фоне позитивных новостей о новых контрактах и увеличении гособоронзаказа. Так, бумаги петербургского производителя судовых дизельных двигателей "Звезда" на Московской бирже в начале сентября неожиданно подскочили в цене почти втрое, достигнув отметки 9 рублей за акцию. Позже цена опустилась до 6 рублей и остается на этом уровне, хотя предыдущие 2 года стоимость бумаг колебалась в диапазоне 2,5–3,5 рубля за акцию. Капитализация компании достигла 3,6 млрд рублей.
В 2016 году ПАО "Звезда" увеличило продажи по сравнению с 2015 годом на 19,7%, до 1,6 млрд рублей. А в 2017 году компания рассчитывает нарастить выручку до 3 млрд рублей.
Из других заметных заводов региона, чьи акции торгуются на бирже, резко подорожал Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация"). Цена его акций выросла с 1,9 тыс. до 3 тыс. рублей, капитализация предприятия приблизилась к 3 млрд рублей.
Портфель заказов ВСЗ за последние 2 года превысил 58 млрд рублей, а сейчас завод претендует на контракт по строительству четырех ледоколов общей стоимостью 80 млрд рублей.

Покупатель по имени Миша

По словам основного акционера ПАО "Звезда" Павла Плавника, никаких значимых событий, которые могли бы вызвать резкий рост цен на акции, на предприятии в последнее время не происходило. "Высокий интерес к предприятию мы заметили и по тому, что у проходной появились объявления, призывающие продать акции", — добавил Павел Плавник.
Корреспондент "ДП" позвонил по указанному в объявлении номеру, ответивший человек представляется Михаилом. Он готов приобрести акции "Звезды" по рыночной цене, но не объясняет, с какой целью и в чьих интересах действует. По словам Кирилла Яковенко, аналитика "АЛОР Брокер", история с расклейкой объявлений при условии, что бумаги эмитента обращаются на рынке, кажется бредовой, кто и зачем это делает, сказать затруднительно.
"Скорее всего, кто–то пытается спекулировать нашими бумагами. Возможно, обещает покупателям высокие доходы в будущем, аргументируя это растущим объемом заказов со стороны государства", — предполагает Павел Плавник.
С ним соглашается генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев: "Вероятнее всего, спекуляции какие–то. Дивиденды мы не платим и платить не будем. Я сразу сказал, что всю прибыль мы направляем на развитие производства".
"Звезда", кстати, тоже в последние 2 года не выплачивала дивиденды, а до этого платила по 1 копейке на акцию.

Консолидация пакета

Мнение глав предприятий поддерживают и аналитики фондового рынка. Причин столь резкого роста стоимости акций может быть несколько. Однозначного объяснения такой динамики нет, полагает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвестиционной компании "ЛенМонтажСтрой". "Название петербургского завода "Звезда" совпадает с названием дальневосточного завода "Звезда", о котором в последнее время проходит много позитивных новостей. Профиль предприятий совершенно разный, но это не мешает инвесторам путать их. Путаница — достаточно распространенное явление для рынка акций не только в России", — предполагает эксперт.
Другая причина резкого роста цен, по мнению Дмитрия Кумановского, — это попытка консолидировать достаточно крупный пакет акций, например 10%, чтобы привлечь на него солидного инвестора, которому интересно вкладывать деньги в быстрорастущие промышленные предприятия. Для этого скупаются акции у миноритарных акционеров, 10%–ная доля позволяет участвовать в управлении обществом, получить место в совете директоров.
Машиностроительные заводы стоят недорого, так как их основной заказчик — государство. Плюс санкции стран Запада налагают ограничения на закупку комплектующих, оборудования и экспорт. Оттого машиностроительные предприятия, по оценкам аналитиков, обычно стоят около трех годовых чистых прибылей, в лучшем случае — десять.