Дешевая планета

В Петербурге начал работу одежный ретейлер экономсегмента из Сибири "Планета Одежда Обувь". В кризис продажи доступной одежды растут за счет перетока потребителей из среднего сегмента.

Первый магазин одежной сети "Планета Одежда Обувь" открылся в ТРК "Континент на Байконурской". Он арендовал помещение на цокольном этаже комплекса, которое пустовало с 2016 года. В последние годы обитатели этого помещения неоднократно менялись. "Призма", которая занимала 4 тыс. м2, закрыла магазин в 2015 году, объяснив этот шаг его убыточностью. Супермаркет "Перекресток", который арендовал на том же месте помещение площадью 2,4 тыс. м2, закрылся осенью 2016 года. В компании "Адамант" (управляет ТРК "Континент") отказались прокомментировать, какими условиями удалось привлечь нового арендатора.

Новый оператор из регионов

Сеть "Планета Одежда Обувь" работает во всех крупных городах Сибирского и Уральского федеральных округов, Поволжья, насчитывает около 50 магазинов. Универмаги работают в нижнем ценовом сегменте, их ассортимент — более 15 тыс. наименований товаров: мужской, женской и детской одежды, обуви, а также товаров для дома. На родине сети, в Новосибирске, под этим брендом работает семь магазинов. По данным СПАРК, в разных городах под брендом "Планета Одежда Обувь" работают юрлица, которые принадлежат разным предпринимателям. Планы развития в петербургском магазине не комментируют, однако в крупных городах сеть обычно открывает по пять магазинов.
"Планета Одежда Обувь" сейчас ведет активные поиски помещений от 1 тыс. м2 в торговых центрах по всему городу, подтвердила Светлана Махлаева, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International в Петербурге. По ее словам, открытие магазина в ТРК "Континент" — это, пожалуй, первый случай в Петербурге, когда оператор, реализующий небрендовую одежду низкого ценового сегмента, арендует помещение в таком крупном ТРК. Как правило, такие ретейлеры не могут позволить себе платить высокие арендные ставки, которые запрашивают собственники качественных торговых центров в пешеходной доступности от станций метро, поясняет она.

Про рынок

В нижнем ценовом сегменте в Петербурге лидируют сети универмагов Familia — 16 магазинов, Modis — 15 магазинов, FunDay — семь магазинов. "И дискаунтеры, и сегмент масс–маркет активно развиваются, так как потребители оптимизируют свои расходы. В первом полугодии 2017 года в торговых комплексах Петербурга свои магазины открывали и Modis, и Gloria Jeans. Рассматривает новые площадки для открытия Familia", — говорит Юлия Чернышева, руководитель направления аренды торговых центров компании JLL в Петербурге.
Региональные операторы ищут возможности выхода на петербургский рынок, понимая его потенциал, отмечает она. В целом по России объем продаж одежды, обуви, аксессуаров в нижнем ценовом сегменте, по оценкам Fashion Consulting Group, в 2016 году вырос на 9,4%, до 1492,1 млрд рублей. При этом доля нижнего ценового сегмента в общей структуре одежного рынка увеличилась с 60% в 2015 году до 65% в 2016–м. По объему петербургский рынок традиционно занимает 10% российского.
По данным Института социологии РАН, на одежде экономят 47% россиян. Как правило, эта экономия выражается в том, что потребители до последнего откладывают покупку новой одежды, приобретают ее в более дешевых магазинах или же целенаправленно ожидают старта сезона распродаж.
"Структура рынка меняется из–за изменения поведения покупателя: люди стали более внимательно присматриваться к продукту и уже не готовы переплачивать за знаменитый бренд, — отмечают в пресс–службе обувной сети Zenden. — На первый план выходит не модный тренд, а качество и комфорт". Под управлением компании 21 магазин в Петербурге, в планах на этот год — запуск еще двух магазинов. Конкуренция растет, но в основном давление ощущается со стороны недобросовестных участников рынка и торговцев контрафактной и контрабандной продукцией, отмечают в компании Zenden.