Главный человек в розничной торговле

 

Любой компании, которая работает на потребительском рынке, приходится сталкиваться с одними и теми же сложностями. Избежать их практически невозможно, даже если кажется, что все составляющие успеха уже в кармане. Например, я открыл компанию по производству спортивного питания далеко не на пустом месте. Я долгое время был профессиональным бодибилдером. Становился финалистом чемпионата России по этому виду спорта, собрал около 10 тыс. подписчиков в социальных сетях. А по образованию я пищевой технолог. Казалось бы, идеальное сочетание.
Но простым вход на рынок все же не был. В потребительской сфере всегда колоссальная конкуренция, а в спортпитании особенно. Игроки агрессивно пытаются вытеснить друг друга, демпингуют. Около десятка крупных фирм давят на малых предпринимателей низкими ценами. Около сотни мелких компаний пытаются выжить, и еще несчетное количество работают неофициально.
Я выбрал, конечно, легальный путь. И в самом начале столкнулся с непорядочным исполнителем, дизайнером, который делал фирменный стиль компании. Если вы продаете товар в розницу, это с самого начала необходимо сделать хорошо. Я заплатил ему оговоренную стоимость, но заплатил наличными. Пошли продажи, бизнес начал расти. И вдруг мне снова написал дизайнер, начал требовать денег и угрожать, что использует в другом бизнесе фирменный стиль, который я купил. Без юриста этот конфликт разрешить не удалось.
Теперь я понимаю, что на ранних стадиях бизнеса нужно все делать по правилам и аккуратно. Отдал деньги человеку — возьми с него расписку. А еще лучше работать с юрлицами, по договору, через платежные документы. Конечно, такую ошибку мог совершить любой начинающий бизнесмен. Важно, чтобы рядом оказался хороший юрист.
Особенно важно не ошибаться на старте еще и потому, что вначале этот бизнес не имеет большой маржи. Первые год–два больше похожи на благотворительность. На этапе развития приходится много ресурсов тратить на рекламу, потому что розничные покупатели обязательно должны узнавать ваш товар, что бы вы ни продавали. А при выборе продуктов питания для сегодняшнего покупателя, к сожалению, основной критерий — это цена. Спортивного питания это тоже касается, его главные потребители — это молодые люди, у которых есть на что потратить деньги и кроме еды.
А еще на первом этапе работы важно составить договоры с сетями спортивного питания, не менее четкие и хорошо прописанные, чем с партнерами. У каждой сети (это, кстати, касается и обычных продуктов, и других товаров) есть свои особенности. Кто–то берет товар сразу под реализацию, кто–то рассчитывается позже.
В работе с магазинами важно предсказать возможные проблемы при нарушении тех или иных правил, например пени, неустойки. К этому делу, конечно, тоже лучше привлечь профессионала. В общем, я сделал вывод, что юрист для бизнеса на потребительском рынке — чуть ли не самый главный человек.
Автор: владелец фирмы Muscles Design Lab Александр Щукин