Мария Мокейчева Все статьи автора
20 августа 2017, 23:31 526

Предприниматели Петербурга о командном духе и росте эффективности компании

Фото: Беликов Валентин Купить фото

В конце июля "Деловой Петербург" провел первый летний фестиваль "Здоровый бизнес". Компании — участники фестиваля знают, как не просто наладить, но и постоянно совершенствовать эффективную работу команды. Причем не только в условиях растущего рынка, но и особенно во время нестабильной экономической ситуации.

Светлана Иванова, генеральный директор группы компаний "ИВАПЕР":

"Современный бизнес требует быстрой реакции. Поэтому для успешной работы компании особенно важно иметь в компании эффективных сотрудников, которые готовы мобилизоваться в нужный, кризисный для предприятия момент.

Но один в поле не воин. Чем больше компания, тем больше в ней сотрудников, которые должны работать вместе для достижения общих целей. Поэтому для стабильного бизнеса важна система — постоянная работа по подготовке и обучению кадров, формирование корпоративной культуры, воспитание чувства гордости за бренд, продукцию и компанию, в которой работаешь.

Если такая система создана и работает, то положительные качества каждого отдельного сотрудника раскрываются при объединении в команду, создается синергетический эффект, который и позволяет компании не просто успешно работать, но и развиваться.

На мой взгляд, любую бизнес–структуру можно сравнить с кораблем в море. Неважно, что это — огромный лайнер (крупное предприятие) или маленькая шлюпка (например, какой–либо стартап), принципы, по которым они покоряют морские просторы, одинаковы. Правда, у больших лайнеров больше запас устойчивости при штормах и волнениях, так что менее крупному бизнесу приходится быть более внимательным и еще быстрее реагировать на меняющиеся обстоятельства. С другой стороны, небольшому судну проще лавировать между подводных камней.

Ко всему прочему обязательны: цель — конечная точка маршрута, карта — стратегия ее достижения и капитан — топ–менеджер бизнес–структуры, ну и, конечно, команда.

А дальше все очень просто. Если налажено взаимопонимание между капитаном и экипажем, присутствует слаженная командная работа сотрудников, никто намеренно не раскачивает лодку и каждый понимает, куда, зачем и почему движется, — успех предприятия гарантирован.

В кризисной ситуации, безусловно, добиваться цели несколько сложнее. Но даже если на море штормит, то эффективность действий команды будет во многом зависеть от тех усилий, которые были достигнуты во время штиля. Но тем ценнее победа".

Дмитрий Чтецов, генеральный директор сети супермаркетов "Лэнд":

"Основа любого бизнеса — постоянное движение, а тяга к модернизации — одно из фундаментальных желаний любого предпринимателя.

Как только разумный управленец замечает стабильное состояние в выстроенной им системе, то в голове у него сразу же звучит тревожная сирена и возникает желание что–то изменить, улучшить. А чтобы компания развивалась, необходимо развивать и команду.

За годы практики я выработал подход к работе с командой, который базируется на трех составляющих.

Дать возможность работать. Каждый член команды должен иметь свою дорожную карту, в которой четко и понятно отражены его задачи, сроки и результат их выполнения. При этом должна быть и доля инициативы, где работник предлагает идеи и аргументирует свою позицию.

Руководитель не нянька… Если каждый понимает, что, как и зачем он делает, то формируется своего рода автономность сотрудника, следствием которой становится ответственность, но уже не перед начальством, а перед компанией и коллегами.

Руководитель — громовержец! Развитие сотрудника может быть линейным, а может проходить скачкообразно. Как показывает практика, минуя так называемые точки бифуркации, работники и сам бизнес меняются качественно, в то время как линейное развитие без доли стресса приводит к отработке старых схем взаимодействия.

Команду нужно выводить из состояния равновесия: ставить невыполнимые на первый взгляд задачи, менять приоритеты, перераспределять силы. В критических условиях сотрудники либо скатываются вниз, либо выходят на принципиально новый уровень. Сильные личности, а именно они нужны бизнесу, не боятся встрясок, сложности их мобилизуют, раскрывают потенциал.

Задача руководителя — грамотно метать молнии и рассылать импульсы, вышибая бизнес–процессы из состояния спокойствия для того, чтобы найти тех Гераклов, которые способны совершать подвиги и генерировать идеи.

Но не переборщите с громовержением и молнеметством: Гераклы в состоянии стресса, конечно, могут укротить Цербера, но также могут в этого строптивого пса и превратиться".

Алексей Клюев, исполнительный директор LEGENDA Intelligent Development:

"Успешное развитие — не повод останавливаться. Любой цикл развития проекта выглядит как синусоида: на старте на пассионарной активности лидеров и команды она идет резко вверх, потом какое–то время держится в стадии стагнации, а затем неизбежно начинает снижаться, и это нормально. В этот момент ей нужен новый стимул, толчок к развитию, возможно, вливание новой крови или оптимизация уже существующих бизнес–процессов. Если в эйфории от первого успеха расслабиться, есть риск допустить такой спад, при котором для нового подъема просто не хватит ресурсов и сил.

В любом коммерческом проекте команда, независимо от рода деятельности каждого ее члена, работает на одну цель — получение прибыли и финансовый успех. И он выражается во вполне определенных цифрах, выраженных в рублях. Но в утверждении, что для достижения этого результата немаловажен и моральный подъем и настрой, есть правда. Налаживание внутренних бизнес–процессов и согласованности действий команды дает лучший результат, и мы это видим по результатам работы первого полугодия компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели продаж в количественном выражении выросли на 25%, выручка — на 70%.

Эффективна та команда, где есть инициатива и взаимопонимание. Где нет принципа "делаю то, что мне положено, и не больше". Я знаю много девелоперских компаний, в том числе крупных, где большинство людей работают именно по такому принципу. Нельзя сказать, что там нет результатов, но я уверен, они могли быть гораздо лучше, если бы команду объединяла идея, боевой настрой и желание сделать больше, чем формальный минимум.

Строительная отрасль давно живет в нескончаемом кризисе. Отрасль уже адаптировалась и привыкла работать в новых реалиях.

В девелопменте гораздо сложнее, но и интереснее работать в условиях высокой конкуренции. Кризисная ситуация требует напряжения, консолидации сил в короткий период времени, а конкуренция — это стимул для постоянного движения на шаг вперед, а лучше — на несколько шагов. И у "Легенды" это отлично получается".

Октавиан Низамов, генеральный директор "Иващенко и Низамов: поисковые технологии":

"Динамично растущий бизнес — это самая важная причина думать о повышении эффективности командной работы. Когда вы быстро растете, даже те механизмы, которые раньше работали как часы, вдруг начинают сбоить. Возникают неожиданные трудности и нехватка ресурсов для той или иной задачи. Инструкции и регламенты не успевают за меняющейся обстановкой.

И в этот период особенно большую роль играет атмосфера в вашей команде. Если это реальный (а не декларативный) дух сотрудничества, сопереживания за интересы компании и клиентов, то многие проблемы будут решены вовремя даже без наличия актуальных регламентов. Если его нет, то каждая мелкая нетипичная проблема грозит превратиться в катастрофу прежде, чем на нее среагирует и найдет системное решение соответствующий руководитель.

Дух сотрудничества важен и в разработке новых подходов при появлении новых вызовов. Если в команде все "футболисты" и хотят избежать ответственности, то оптимизация будет идти со скрипом. Главное в построении командного духа — это каждодневные шаги в ходе трудового процесса. Нужно, чтобы все руководство мыслило и действовало именно в таких категориях. Если же оно ориентировано на поиск виновных, то любовь к общему делу вырастить очень сложно. Есть и более простые вещи, которые мешают сотрудничеству в команде. Например, коллеги могут быть просто плохо знакомы между собой, а самостоятельно наладить теплые отношения со всеми сможет далеко не каждый. Рабочие коммуникации стремительно оцифровываются. И даже люди, которые постоянно взаимодействуют друг с другом через системы управления задачами и мессенджеры, могут неделями не видеться лично. Здесь хорошо помогают различные корпоративные мероприятия, тимбилдинг. На природе или в состязательных мероприятиях люди легко знакомятся и сплачиваются, заряжаются позитивом и командным духом, который потом применяется и в обычной работе.

Коллектив, где есть установка на взаимную поддержку, развитие, видно сразу. И то, что составляет проблему для других компаний, для такой команды может не создать никаких затруднений".

Алексей Горланов, коммерческий директор ООО "Гарант Кадастр":

"Эффективная команда — это не только хоровое пение на Новый год. Увы, так сразу, из ниоткуда команда сложиться не может. Поиск компетентных специалистов, сплочение, налаживание внутрикоммуникационных процессов требует времени. Важно иметь общий и понятный вектор развития компании. Если ты сам как руководитель умеешь четко и ясно формулировать свои цели и, что намного ценнее, правильно доносить их до своих коллег, это во многом упрощает создание своей эффективной команды. Конечно, кто–то уходит, приходят новые, но со временем у тебя складывается круг единомышленников, с которыми можно покорять любые вершины.

Конечно, немалую роль играет мотивация как сотрудника в целом, так и всей команды при достижении общего результата.

Компании становятся успешными именно благодаря постоянной работе над эффективностью. Если посмотреть на сегодняшние компании, которые занимают лидирующие позиции на рынке, и вспомнить их историю, то мы увидим несколько составляющих: хорошая и своевременная идея, качественное исполнение, совершенствование и внедрение инноваций.

Последнее — и есть работа с эффективностью. Сегодня нельзя опираться только на опыт и репутацию, необходимо постоянно быть в тренде: изучать новые рынки, новые технологии, учиться предвидеть. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня является обыденностью и необходимостью. Пренебрегать и игнорировать завтрашний день недальновидно.

Наша отрасль постоянно подвергается изменениям как в технологическом смысле, так и в законодательном. Сертификация, аттестация, обучение и повышение квалификации наших сотрудников — для нас необходимая норма. Мы изучаем и внедряем новое ПО, приобретаем современное дорогостоящее оборудование, автоматизируем рабочие процессы. Знаете, это "вчера" измерялось все локтями, сегодня можно навести камеру на фасад дома — и вот уже 3D–проекция здания у тебя на экране. Отслеживание и внедрение таких технологий значительно повышают уровень конкурентоспособности компаний на рынке".

Рушан Гиззатуллин, коммерческий директор ООО "Парус":

"Наше дело направлено не только на извлечение прибыли, мы думаем и развиваемся за рамками таких стандартов. Но все–таки стоит отметить, что финансовое благополучие — основной ориентир для многих российских компаний, даже крупных.

Бизнес предполагает наличие команды. Команда для нас — это своего рода воплощение семьи. У гармоничной семьи есть основополагающие ценности, на которые она опирается, такие как любовь, преданность, вера, хотя все члены этой семьи разные по возрасту и убеждениям. Так и наша команда, мы все разные, но нас объединяет общая цель — сделать жизнь наших соотечественников лучше.

Мы убеждены: каждый сотрудник нашей команды — это важная часть одного большого дела. И если команда всецело верит в это, то эффективность от работы такой команды может даже не обсуждаться, это само собой разумеющееся.

Конечно, в нашей компании проводятся корпоративные мероприятия, бывает, они возникают спонтанно, а бывает, и спланированно. Это, безусловно, сближает нас, повышает командный дух, мы узнаем друг друга ближе. В таких мероприятиях, бывает, участвуют и наши партнеры по бизнесу. Они разделяют наши ценности, и для нас это очень важно!

Ориентируясь на такой подход к бизнесу, наша компания добилась отличных результатов, мы стали увереннее себя чувствовать даже в кризисное для страны время. Уважать и ценить членов своей команды, быть сплоченными в достижении общей цели — это и есть здоровый бизнес".

Новости партнеров
Реклама