Фото: Беликов Валентин

Беби-бум подходит к концу. Петербургские продавцы детских товаров впервые нарастили выручку с начала кризиса 2014 года

Продавцы детских товаров в Петербурге нарастили оборот в прошлом году на 15-100% и начали восстанавливаться после кризиса. Однако над их продажами нависла новая угроза — снижение рождаемости в стране

Многие петербургские сети магазинов детских товаров выросли впервые с начала кризиса 2014 года. По данным СПАРК, наибольший прирост демонстрирует сеть "Вотоня" миноритария X5 Retail Group Татьяны Франус. За прошлый год компания увеличила выручку с 938,1 млн до 1,6 млрд рублей (на 77,8 %). Однако рекорд показывает ресурс Helptomama, по собственным данным компании, прирост оборота в 2016 году составил 104%. Рост обусловлен активной работой с покупателями в сегменте товаров для детей от 0 до 3 лет, сервис доставки, растущий ассортимент и адекватные цены привлекли покупателей, объясняет Татьяна Каверина, директор интернет-проекта Helptomama. Флагманами роста она называет подгузники и детское питание.

Детские магазины теряют игрушки

Детские магазины теряют игрушки

2821
Елена Домброва, Наталья Модель

Показатели других локальных сетей не такие впечатляющие, но они также растут. Так, сеть "Лукоморье" (ООО "Восход") за прошлый год заработала 545,6 млн рублей, увеличив выручку на 16,9%. Выручка сети "Юниор" (ООО "Майкл и ко") выросла на 15,3%, до 957 млн рублей. "Прошлый год был неплохим для компании, мы надеялись хотя бы повторить результаты 2015 года, а удалось даже вырасти", — говорит Эдуард Власов, коммерческий директор сети "Юниор". По его словам, сказался комплекс причин: стабилизация курса, рост потребительской уверенности и другие.

Выручка крупнейшего в стране продавца товаров для детей ГК "Детский мир" выросла в 2016 году на 31,4%, до 79,5 млрд рублей, следует из официальной отчетности ретейлера. Динамика оборота магазинов в Петербурге была еще выше — 45% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В прошлом году "Детский мир" открыл в Петербурге три супермаркета, увеличив сеть до 33 точек, в этом году компания намерена продолжить развитие в регионе. Для сравнения, сеть "Вотоня" за 2016 год выросла с 42 до 69 магазинов.

Заметный прирост выручки сети "Вотоня" объясняется существенным увеличением числа торговых точек, полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. Сеть аффилирована с X5 Retail Group, что дает компании определенные конкурентные преимущества не только в части инвестиций в развитие, но и за счет использования общей логистической сети, говорит он. Что касается ГК "Детский мир", как крупнейший продавец детских товаров сеть имеет хорошие возможности по расширению, полагает Алексей Коренев.

Потребительские настроения улучшаются, и в сегменте детских товаров идет восстановление спроса, констатируют специалисты GFK. В ближайшей перспективе у российского рынка оптимистичный сценарий. По данным Всероссийского опроса GfK, в июне 2017 года Индекс потребительских настроений прибавил два пункта по сравнению с апрелем 2017 года и вырос до 104. Правда в денежном выражении продажи растут не так быстро.

В 2016 году наблюдалось увеличение продаж, по разным оценкам, от 1,5% до 2,5%, при этом в денежном выражении объем российского рынка детских товаров составил 519 млрд рублей, приводит данные Алексей Коренев. По экспертным оценкам, Петербург занимает около 7% от объема всего российского рынка детских товаров.

В то же время на детском рынке действует целый ряд сдерживающих факторов. В "Детском мире" отмечают, что доходы потребителей не растут. "Россияне продолжают экономить на всем, в том числе и на товарах первой необходимости", — считает Надежда Киселева, начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир".

Но главная проблема — снижение рождаемости. По данным Росстата, в IV квартале 2016 года рождаемость снизилась на 8%, за первые 5 месяцев 2017 года — на 11,5%. В стране родилось 821,2 тыс. детей — это на 107,2 тыс. меньше, чем за тот же период 2016 года. Наметившееся снижение рождаемости насторожило участников детского рынка, и первыми негативную динамику ощутили продавцы, которые работают в сегменте от 0 до 3 лет. По данным GfK, в IV квартале 2016 года продажи товаров для новорожденных снизились на 5%.

"К сожалению это так, в Петербурге рождаемость в этом году снижается на 10,5% по сравнению с 2016 годом, и именно поэтому мы подхватываем поколение предыдущего беби-бума, эти детки сейчас в садике и идут в школу", — говорит Татьяна Каверина. По ее словам, Helptomama расширяет ассортимент за счет товаров для детей от 3 до 8 лет, в частности, запускает школьный базар, и в 2017 году ожидает роста оборота на 30-35%.

"Товары для новорожденных стали покупать меньше, но у нас эта группа небольшая и на общие результаты не влияет", — говорит Эдуард Власов. "Юниор" в 2017 году ожидает повторить темпы роста 2016 года, а также планирует запустить свой интернет-магазин.

Наталья Модель, Елена Домброва Все статьи автора
8 августа 2017, 15:43 1168
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама