Беби-бум подходит к концу. Петербургские продавцы детских товаров впервые нарастили выручку с начала кризиса 2014 года

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

Продавцы детских товаров в Петербурге нарастили оборот в прошлом году на 15-100% и начали восстанавливаться после кризиса. Однако над их продажами нависла новая угроза — снижение рождаемости в стране

Многие петербургские сети магазинов детских товаров выросли впервые с начала кризиса 2014 года. По данным СПАРК, наибольший прирост демонстрирует сеть "Вотоня" миноритария X5 Retail Group Татьяны Франус. За прошлый год компания увеличила выручку с 938,1 млн до 1,6 млрд рублей (на 77,8 %). Однако рекорд показывает ресурс Helptomama, по собственным данным компании, прирост оборота в 2016 году составил 104%. Рост обусловлен активной работой с покупателями в сегменте товаров для детей от 0 до 3 лет, сервис доставки, растущий ассортимент и адекватные цены привлекли покупателей, объясняет Татьяна Каверина, директор интернет-проекта Helptomama. Флагманами роста она называет подгузники и детское питание.
Показатели других локальных сетей не такие впечатляющие, но они также растут. Так, сеть "Лукоморье" (ООО "Восход") за прошлый год заработала 545,6 млн рублей, увеличив выручку на 16,9%. Выручка сети "Юниор" (ООО "Майкл и ко") выросла на 15,3%, до 957 млн рублей. "Прошлый год был неплохим для компании, мы надеялись хотя бы повторить результаты 2015 года, а удалось даже вырасти", — говорит Эдуард Власов, коммерческий директор сети "Юниор". По его словам, сказался комплекс причин: стабилизация курса, рост потребительской уверенности и другие.
Выручка крупнейшего в стране продавца товаров для детей ГК "Детский мир" выросла в 2016 году на 31,4%, до 79,5 млрд рублей, следует из официальной отчетности ретейлера. Динамика оборота магазинов в Петербурге была еще выше — 45% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. В прошлом году "Детский мир" открыл в Петербурге три супермаркета, увеличив сеть до 33 точек, в этом году компания намерена продолжить развитие в регионе. Для сравнения, сеть "Вотоня" за 2016 год выросла с 42 до 69 магазинов.
Заметный прирост выручки сети "Вотоня" объясняется существенным увеличением числа торговых точек, полагает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. Сеть аффилирована с X5 Retail Group, что дает компании определенные конкурентные преимущества не только в части инвестиций в развитие, но и за счет использования общей логистической сети, говорит он. Что касается ГК "Детский мир", как крупнейший продавец детских товаров сеть имеет хорошие возможности по расширению, полагает Алексей Коренев.
Потребительские настроения улучшаются, и в сегменте детских товаров идет восстановление спроса, констатируют специалисты GFK. В ближайшей перспективе у российского рынка оптимистичный сценарий. По данным Всероссийского опроса GfK, в июне 2017 года Индекс потребительских настроений прибавил два пункта по сравнению с апрелем 2017 года и вырос до 104. Правда в денежном выражении продажи растут не так быстро.
В 2016 году наблюдалось увеличение продаж, по разным оценкам, от 1,5% до 2,5%, при этом в денежном выражении объем российского рынка детских товаров составил 519 млрд рублей, приводит данные Алексей Коренев. По экспертным оценкам, Петербург занимает около 7% от объема всего российского рынка детских товаров.
В то же время на детском рынке действует целый ряд сдерживающих факторов. В "Детском мире" отмечают, что доходы потребителей не растут. "Россияне продолжают экономить на всем, в том числе и на товарах первой необходимости", — считает Надежда Киселева, начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир".
Но главная проблема — снижение рождаемости. По данным Росстата, в IV квартале 2016 года рождаемость снизилась на 8%, за первые 5 месяцев 2017 года — на 11,5%. В стране родилось 821,2 тыс. детей — это на 107,2 тыс. меньше, чем за тот же период 2016 года. Наметившееся снижение рождаемости насторожило участников детского рынка, и первыми негативную динамику ощутили продавцы, которые работают в сегменте от 0 до 3 лет. По данным GfK, в IV квартале 2016 года продажи товаров для новорожденных снизились на 5%.
"К сожалению это так, в Петербурге рождаемость в этом году снижается на 10,5% по сравнению с 2016 годом, и именно поэтому мы подхватываем поколение предыдущего беби-бума, эти детки сейчас в садике и идут в школу", — говорит Татьяна Каверина. По ее словам, Helptomama расширяет ассортимент за счет товаров для детей от 3 до 8 лет, в частности, запускает школьный базар, и в 2017 году ожидает роста оборота на 30-35%.
"Товары для новорожденных стали покупать меньше, но у нас эта группа небольшая и на общие результаты не влияет", — говорит Эдуард Власов. "Юниор" в 2017 году ожидает повторить темпы роста 2016 года, а также планирует запустить свой интернет-магазин.