"Яндекс" и Uber создают объединенную компанию по заказу такси. Комментарий

 

"Яндекс.Такси" и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. На фоне сделки акции "Яндекса" на предварительных торгах NASDAQ выросли более чем на 12%. На Московской бирже котировки выросли более чем на 14%.
По условиям соглашения Uber и "Яндекс" инвестируют соответственно $225 млн и $100 млн в новую компанию, оценивая ее в $3,725 млрд. С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будет принадлежать "Яндексу", 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам. Компании рассчитывают закрыть сделку в IV квартале 2017 года, после одобрения регуляторов.
Слияние "Яндекс.Такси" и Uber — важнейшее событие для российского рынка такси. Я считаю, что мы наблюдаем переломный момент на рынке, завершающий этап вытеснения небольших игроков. В таксомоторной отрасли смогут позволить себе остаться только крупные компании, успевшие занять значительный объем рынка, сформировать лояльность потребителей и инвестировать в парк и персонал.
Что касается рынка как такового, то вытеснение традиционных автопарков агрегаторами идет уже давно. Ведь таксопарки не могут конкурировать с агрегаторами по цене. Однако значительное число потребителей готовы платить за безопасность и комфорт. Очень показательным в данном случае был тест, который мы делали в Москве этой весной. За 1 неделю мы получили в 10 раз больше заказов, чем в Петербурге, притом что число жителей в наших городах различается всего чуть более чем в 2 раза.
Мы будем пристально следить за ситуацией в ближайшее время. Сейчас могу только сказать, что оправданное с точки зрения бизнеса решение может привести к неконтролируемым последствиям для потребителей. Дело в том, что агрегаторы такси не попадают под законодательное регулирование, так как являются IT-компаниями и предоставляют не услугу перевозки пассажиров, а доступ к заказам для водителей.
Кроме того, с 1 июня в России действует официальный запрет на работу в транспортной сфере водителей с иностранными правами. 10 июля в Госдуму был подан законопроект, в случае принятия которого на транспорте не смогут работать водители с судимостью. Таким образом, на рынке уже образовалось значительное число водителей, которые не могут работать в официальных таксомоторных парках, и число этих людей может продолжить расти.
Что касается профессиональных водителей, то на рынке уже несколько лет отмечается растущий дефицит такого персонала. Ведь чтобы эффективно работать водителем такси, недостаточно просто иметь машину не ниже B-класса. Необходимо и знание города, и строгое соблюдение ПДД, и психологическая устойчивость.
Автор: операционный директор " ТаксовичкоФ " Анатолий Малышев