Каков рецепт правильного стартапа

 

Вы не любите стартапы? Вы просто не умеете их готовить! Каков же рецепт правильного стартапа? Проекта, который придется по вкусу инвестору, корпоративному партнеру и клиенту. Ведь вкусы у всех разные, и то, что нравится инвестору–гурману, не всегда оценит простой покупатель. А про корпоративные фонды вообще отдельный разговор! Это как кухни разных народов — у каждой отрасли свои предпочтения и аппетиты. Надо понимать, что у инвесторов бывают совсем разные вкусовые предпочтения. Например, есть инвесторы, не рискующие высоким содержанием углеводов, а есть те, кто предпочитает молекулярную кухню и готов съесть любой невообразимый фьюжен технологий и бизнеса. Также есть те, кто заказывает еду в сетевых ресторанах, и те, кто питается исключительно в ресторанах мишленовской категории.
Одним словом, не надо предлагать инвестору с фокусом на технологии в сфере искусственного интеллекта свои вязальные станки нового поколения или инвестору, ищущему биомед–проекты, свое мобильное приложение для поиска груминговой школы рядом с домом. Равно как не надо предлагать инвестору со средним чеком $300–500 тыс. вложиться в лекарство против рака.
Рецепт от шефа. Главный ингредиент стартапа — уникальная и понятная технология. Например, участника июньской "Биржи стартапов" "ДП" — проект "Эдука" — все пытались распробовать, но не разгадали рецептуру. В итоге вкус всем понравился, но блюдо оказалось очень дорогим. Не забывайте, что успех блюда также зависит от правильного подбора и сочетания ингредиентов, специй и даже от варианта сервировки.
Компетенции команды — лучшие специи для инвестора. Чем они богаче и насыщеннее, тем лучше. Хотя очень уж экзотические специи тоже не для всех — могут совершенно затмить вкус основы и сделать блюдо непривлекательным. Очень уж острые проекты сложно масштабировать на массовом рынке.
Степень прожарки. Здесь все просто: чем меньше прожарка, тем дешевле. Однако и передерживать продукт на огне не стоит. В лучшем случае появятся конкуренты, а в худшем — сгорит! В качестве гарнира — исследования рынка, аудитории, результаты кастдева (customer development, сокращенно custdev — тестирование идеи или прототипа на потенциальных потребителях. — Ред.).
И наконец, сервировка. Где же правильно готовят и подают стартапы? В Петербурге таких заведений немного, но они пользуются большой популярностью у знающей (искушенной) публики: "Ингрия", ИТМО, Ideal Machine. Из "ресторанных сетей" можно порекомендовать ФРИИ. Стартап–кухня у нас разнообразна, но не забудьте узнать, как готовят стартапы в других странах.
Автор — директор бизнес–инкубатора "Ингрия" Полина Лукьянова.