Прикинулись сетями

В России появились мошенники, которые под видом представителей торговых сетей вымогают деньги у поставщиков. Первыми от новой схемы пострадали партнеры X5 Retail Group.

В разгар сезона отпусков производители и поставщики одного региона получили письма, якобы от представителей X5 Retail Group, о необходимости пройти внутренний аудит компании.
"Это проверка вашего склада, аудитору необходимо представить копию договора на аренду склада. Аудитор обращает внимание на чистоту, проверяет санузел на наличие моющих средств и смотрит раздевалку сотрудников склада", — говорится в письме. Судя по нему, стоимость такой проверки составляет 27–47 тыс. рублей, средства предлагается перевести на банковскую карту.
В подписи указаны имена и фамилии действующих сотрудников Х5, настоящий адрес сайта компании и общие номера телефонов Х5, но адреса электронной почты созданы на бесплатных почтовых сервисах, а номера мобильных телефонов, по всей видимости, принадлежат мошенникам.

Зыбкие отношения сторон

Достоверности сообщениям придает то, что торговые сети действительно иногда проводят проверки своих поставщиков.
"Такая опция — аудит склада или производства — есть даже в некоторых договорах поставки, мотивируют это сети стремлением к поддержанию качества закупаемой продукции", — рассказывает один из петербургских производителей алкоголя. По его словам, открыты для визита торговых сетей и склады, и производственные площадки компании. Однако торговые сети, как правило, проводят такие проверки за свой счет, требование заплатить за проверку из своего кармана стало неприятным сюрпризом для поставщиков, и они заподозрили обман.
В Х5 говорят, что проблема такого рода мошенничества существует не первый месяц и в службе безопасности компании о ней знают.
"Инцидент с рассылкой фальшивых писем якобы от имени компании произошел в одном из регионов, о чем нам сообщили поставщики, — говорит представитель X5. — В настоящий момент полиция разыскивает мошенников для привлечения их к уголовной ответственности".
Х5 — один из лидеров отечественного рынка с оборотом в 2016 году 1 трлн рублей, компания управляет магазинами у дома под брендом "Пятерочка", супермаркетами под брендом "Перекресток", гипермаркетами под брендом "Карусель".
Торговые сети X5 расположены на территории шести федеральных округов России. Проблема возникла в Южном федеральном округе, есть пострадавшие: некоторые поставщики поверили мошенникам и перечислили им деньги, говорит источник, знакомый с ситуацией.

Ввели партнеров в заблуждение

По оценкам компании "Инфосистемы Джет", общий объем потерь продовольственных торговых сетей России от мошенников составил 6,5 млрд рублей в 2015 году, 6,3 млрд рублей из них — это потери от мошенничества в логистике, закупках и продажах, на прочие схемы приходится 200 млн рублей.
Мнимые проверки поставщиков — это новая схема, придуманная злоумышленниками. "Сама по себе оплата проверки проверяемым не является нарушением закона, это предмет договорных отношений, к примеру, поставщик соглашается оплатить проверку, а сеть, в свою очередь, идет ему навстречу в вопросах оплаты товара или хранения нераспроданных остатков", — говорит Андрей Миконин, партнер адвокатского бюро "S&K Вертикаль". "Однако совсем другое дело, если человек вводит в заблуждение и представляется сотрудником Х5, не имея таких полномочий, — такая ситуация попадает под ст. 159 УК РФ о мошенничестве", — добавляет он.
Согласно закону, если речь идет о сумме ущерба до 3 млн рублей и отсутствуют иные квалифицирующие признаки, преступление наказывается штрафом до 120 тыс. рублей, обязательными или исправительными работами либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
Пострадавшая сторона в данном случае — поставщик, однако торговая сеть несет репутационные риски. Если в деле фигурируют поддельная доверенность, печати — любой документальный след, то с этими материалами Х5 может обратиться за защитой своих прав, подчеркивает Андрей Миконин.