Неденежная мотивация дорогого стоит

 

В деле финансовой мотивации самые эффективные подходы лежат… в нефинансовой плоскости. Если коротко: хотите, чтобы ваши сотрудники приносили вам больше денег, — думайте не о деньгах, а о сотрудниках.
Во–первых, дарите памятные подарки. К примеру, надо премировать лучшего работника квартала. Что выбрать? На одной чаше весов лежат 70 тыс. рублей, на второй — путевка в Турцию на двоих на ту же сумму. Я без раздумий голосую за путевку. Это запомнит сам сотрудник, его жена — это запомнят все. Деньги деньгами, а вот подарок остается в памяти как символ уважения и почета. Грамоты, часы, именное оружие — не просто так знаки отличия хранятся в семье на видном месте и передаются по наследству.
Во–вторых, уделяйте лучшим больше внимания, а худшим — меньше. Типичная ошибка начинающего пионервожатого: с трудными ребятишками в лагерной смене он проводит куда больше времени, чем с примерными тихонями и активистами. Но задайте себе вопрос: если почаще беседовать с эффективным сотрудником и повысить его производительность в 2 раза, это даст больше или меньше прибыли, чем если затратить те же усилия на то, чтобы подтянуть двоечника? С отстающими тоже надо работать, но приоритет целесообразнее сместить на то, чтобы из хорошиста сделать отличника, а не из олуха — посредственного троечника.
В–третьих, не ленитесь играть. Устраивайте соревнования внутри отдела, между отделами, между компаниями, между кем угодно. Есть в команде два амбициозных руководителя? Лучше не придумаешь! Чье подразделение лучше выполнит KPI за квартал? Три, два, один — время пошло! Главное — не забудьте про четкие критерии "поединка" и технологию подсчета очков.
В–четвертых, помогайте помогать. Людям нравится помогать другим. Многие компании делают просто: берут шефство над детдомом или какой–то другой организацией, которая оказывает поддержку детям или инвалидам. Времени это обычно занимает немного и создает вокруг человека атмосферу некой семейственности, чувство защищенности и таким образом мотивирует его как можно дольше оставаться в компании и приносить ей, "семье", как можно лучшие результаты.
Еще одно проверенное средство — бесплатный университет. Когда вы рассматриваете предложение от центра тренингов или обучающего семинара, у вас закрадывается мысль: "Сейчас мои сотрудники повысят квалификацию и уйдут". Такой риск действительно есть, но перед уходом они принесут пользу вам, а обучение за счет компании может задержать их на несколько лет, а то и вовсе оставить навсегда — в конце концов, вертикальный рост никто не отменял.
Автор — генеральный директор компании TextForce Александр Кот