Развлечения с умом

В Петербурге растет популярность интеллектуальных детских центров, чей оборот приближается к 1 млрд рублей.

Интеллектуальные развлечения для детей стали одним из самых устойчивых трендов последних лет. Отсчет новейшей истории этой индустрии в Петербурге условно можно начать с открытия в лофте "Этажи" зимой 2010 года выставки "Зазеркалье" — это первое заведение, не существовавшее при вузе или "взрослом" музее, как это было раньше, а созданное самостоятельно, специально для просвещения детей. Выставка знакомила посетителей с интересными физическими явлениями. Она всего на 3 месяца приехала из Москвы. Но в том же году в МФК "Толстой–сквер" стартовал аналогичный "Лабиринтум".

Наука для детей

Сейчас в Петербурге больше десятка проектов, нацеленных на просвещение в игровой форме и полезное времяпровождение. Это уже упомянутый "Лабиринтум" (второй открылся в 2016 году в ТРК "Радуга"), два города профессий "Кидбург" (в ТРК "Гранд Каньон" и "Радуга"), недавно стартовавший музей удивительных и уникальных явлений "Титикака" в бизнес–центре "Казанский", научная лаборатория "Умный Петербург" (не имеет привязки к конкретному месту, проводит занятия по разным адресам), PhysLand — научно–популярный антимузей на пр. Медиков.
Похожие проекты созданы при существующих крупных музеях и вузах: Музей оптики ИТМО, Музей почвоведения Академии сельскохозяйственных наук РАН и др.
Кроме того, в разных государственных и коммерческих организациях проводятся мастер–классы — от кулинарных и живописных до курсов робототехники. А также различные научные шоу, по большей части действующие по иностранной франшизе: это сети "Сумасшедшая лаборатория" (более 180 городов в шести странах мира), "Открывашка" (72 точки в пяти странах), "Научное шоу профессора Николя" (61 точка в пяти странах).

В кризис выручка растет

Все эти проекты — более или менее интерактивные и очень отличающиеся друг от друга как по содержанию, так и по форме и возрастной ориентации. Объединяет их то, что все они нацелены на вовлечение посетителей в интеллектуальную деятельность.
Совокупный оборот таких заведений для детей в Петербурге составляет, по некоторым оценкам, около 1 млрд рублей.
Сами владельцы интеллектуальных развлекательных заведений неохотно рассказывают о коммерческих аспектах своих проектов. По мнению экспертов, открытие "Кидбурга" в "Радуге" могло обойтись ООО "Кидбург" (компанию контролирует Максимилиан Пивоваров, "Кидбург" владеет также "Лабиринтумом" и музеем "Сказкин дом") в 150 млн рублей. Посещаемость "Кидбурга" в будни — 400–500 человек, в выходные — около 1,6 тыс. Посещаемость "Лабиринтума" — 350 и 500 человек соответственно. Создатели музея "Титикака" сообщили, что стремятся к показателю 1 тыс. посетителей в уик–энды и праздники. Цены на билеты в этих заведениях сопоставимы: от 300 до 400 рублей.
По данным эксперта консалтингового портала Openbusiness Владимира Ходзинского, франчайзинговые шоу — оптимальный формат для тех, кто еще только изучает рынок. Создание компании по проведению таких шоу обойдется в сумму от 175 тыс. рублей, включая покупку франшизы.
Проекты вроде музеев и выставок требуют более значительных затрат. Так, одна только экспозиция московского "Экспериментаниума" (аналог "Лабиринтума") оценивается в 40 млн рублей, не считая затрат на аренду помещения, зарплату сотрудникам и т. д.
По словам Никиты Истомина, руководителя проекта "Титикака" (принадлежит компании AlertGroup), экспонаты для музея находить и доставлять очень трудно. Настоящую куклу Барби из первой серии этих игрушек (с сохранившимися частями тела, деталями костюма и упаковки!) создателям проекта пришлось искать несколько месяцев, цены колебались от 5 тыс. до 800 тыс. рублей. А самый маленький в мире автомобиль — Peel P50 длиной всего 134 см, который не выпускают с 1965 года, — пришлось заказывать производителю в Великобритании. Затраты на открытие выставки Никита Истомин не раскрывает, но, по оценкам экспертов, AlertGroup уложилась в 15 млн рублей.
Окупаемость стационарных проектов интеллектуальных развлечений — 3–5 лет. Однако это не останавливает предпринимателей.
По мнению участников рынка, он далек от насыщения, и, как показал кризис, во время нестабильной экономической ситуации посещаемость подобных заведений не только не снижается, а возрастает.