Как повысить производительность труда. Миллиарды на изобретение велосипеда

 

Минэкономразвития придумало, как повысить производительность труда, сообщили на днях СМИ. Я–то всегда полагала, что это придумал Фредерик Уинслоу Тейлор, основатель менеджмента, который умер в 1915 году. И вот сюрприз: вдруг спустя более сотни лет российские чиновники сели и изобрели велосипед.
Если я ничего не путаю, у нас рынок, а в рыночных условиях производительность труда повышается естественным образом — через конкуренцию. Организации с низкой производительностью просто не выживают, и после банкротства персонал распределяется также естественным образом: тот, кто на что–то способен, устраивается в другую компанию, тот, кто не хочет или не может работать с высокой производительностью, оказывается выброшен на обочину социального успеха и профессиональной жизни. Это справедливое распределение мозгов и опыта на рынке труда.
Но у нас в стране компании с официальным или теневым госучастием так и не научились (или не считали нужным учиться) жить по средствам и участвовать в честной конкуренции. Поддерживаемые бюджетными инвестициями и невозвратными кредитами, они могут позволить себе держать двоих специалистов там, где легко справился бы один. Потому что надо же куда–то пристроить внучку, сына или вторую жену. И вот министерство придумало выделить 29 млрд рублей, чтобы в такую компанию пришли консультанты "Большой четверки", спонсируемые государством за счет наших с вами налогов, и уволили каждого второго. Но большая часть выделенных денег пойдет не на оплату труда консультантов, а на трудоустройство "лишнего" персонала. Куда их устроят, хотелось бы мне знать. Если этот каждый второй явно не способен/не хочет/не умеет работать хорошо. В какой компании будет нужен этот каждый второй? Я, как руководитель компании, не возьму его к себе. А вы?
А еще министр говорит, что на наши налоги создадут центр компетенций, где будут собираться лучшие практики повышения производительности. Но разве не для сбора лучших практик было создано Сколково? И не лучшие ли практики описаны в книгах по менеджменту? Самые лучшие практики собраны в эффективных компаниях, которые функционируют на высоко конкурентном рынке и покупают услуги консультантов за собственные средства. И самое грустное, что таким компаниям придется еще выше поднимать производительность своего персонала, чтобы конкурировать не только с такими же эффективными, но и противостоять тем, кого спонсирует государство.
Не хотелось бы никого подозревать, но, похоже, все затевается не ради повышения производительности.
Автор: руководитель проекта RESPONSING Арина Гороховская