Технологий — за глаза

Несмотря на серьезную конкуренцию со стороны государственных клиник, частные компании смогли завоевать устойчивую нишу на рынке медицинских услуг по офтальмологии.

По данным "Бизнесстата", объем рынка медицинских услуг офтальмологического профиля в Петербурге за 2016 год составил около 5 млрд рублей, но вот оценить, какая доля из этой суммы приходится на частные клиники, затрудняются даже лидеры рынка. С учетом того что суммарная выручка топ–5 рейтинга составляет чуть более 810 млн рублей (при этом 605 млн из них — это доля одного игрока, единственной крупной частной профильной клиники "Эксимер"), то, по всей видимости, объем рынка не превышает 1 млрд рублей. Сегодня львиную долю рынка платных услуг по офтальмологии занимают госклиники — МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова, Офтальмологическая клиника СЗГМУ им. Мечникова, СПб ГБУЗ "Глазной диагностический центр № 7" и пр.

ОМС не для всех

Частные клиники также оказывают услуги в рамках программ ОМС (в составлении рейтинга мы не стали вычитать эту сумму из оборота, хотя формально такие услуги и нельзя считать частными.) Во–первых, эти средства так или иначе являются доходом клиник, во–вторых, это не оказало бы серьезного влияния на результат, так как финансирование в рамках ОМС ни у одного из лидеров не занимает существенной доли. К примеру, по данным отчета Территориального фонда ОМС по Петербургу за 2016 год, на лечение катаракты компании, занимающие первую и вторую строчку нашего топ–5, получили примерно по 3,2 млн рублей. Для сравнения: за этот же период и на эти же цели клиника им. акад. С. Н. Федорова получила около 144 млн рублей.
"Тарифы на оперативное офтальмологическое вмешательство достаточно высоки, а городские очереди на данный вид операций традиционно большие, — говорит Эдуард Опарин, коммерческий директор "Ава–Петер". — Для примера: тариф на лечение катаракты, по данным ТФОМС СПб, составляет от 36 тыс. до 47 тыс. рублей в зависимости от сложности операции. Безусловно, такие виды медпомощи интересны частным клиникам, но количество квот, которые они получают, недостаточно. Наша внутренняя статистика более чем наглядна: за 2016 год выручка по офтальмологии группы компаний "Ава–Петер" составила более 67 млн рублей, из них в рамках системы ОМС всего 3,2 млн рублей. В свою очередь, наши мощности позволяют обслужить в разы больше ОМС–пациентов".

Летом и зимой

Участники рынка говорят, что ситуация на рынке остается стабильной. По словам Оксаны Адаменко, заместителя директора медицинского центра "XXI век", серьезных изменений за 2016 год не наблюдалось. "Не было выраженного спада, востребованность амбулаторных офтальмологических услуг для взрослых и детей стабильна", — говорит она.
Это подтверждают и другие участники рынка, отмечая, что высокий спрос сохраняется и на операции в частных клиниках.
"За прошедший год мы не наблюдали сокращения количества пациентов в секторе офтальмологии, скорее даже был небольшой рост, — рассказывает Константин Шарко, главный операционный директор холдинга "СМТ". — Все больше пациентов не готовы ждать в очереди бесплатную операцию, обычно у нас наблюдается всплеск спроса в летнее время, когда закрываются стационары на ремонт и проветривание, а также в конце года, когда заканчиваются квоты на операции в рамках ОМС".
Традиционно высока доля частников и в секторе лазерной коррекции зрения, здесь даже появляются небольшие новые игроки (например, филиал архангельской клиники "Я вижу"), продолжают инвестировать в это направление и крупные клиники с известными брендами.
"На рынке частной медицины сохраняется общий тренд — спрос на высокотехнологичные услуги, — говорит Марина Касумова, управляющий группой компаний "Меди". — Пациент заинтересован в том, чтобы лечение было безопасным, комфортным, а также имело оптимальные сроки. В 2017 году мы, например, обновили офтальмологическое оборудование для лазерной коррекции".
По всей видимости, в будущем эти тенденции сохранятся. При низкой зависимости от госфинансирования рынок, скорее всего, продолжит свое развитие в рамках уже завоеванной ниши, если, конечно, не произойдет крупных макроэкономических изменений.