Зубная боль диктует спрос

Спрос на стоматологические услуги в 2016 году практически не вырос. Сети ищут новые источники дохода и открывают детские клиники. Рассчитывать на рост активности со стороны взрослых не приходится: они либо лечат острую боль, либо растягивают дорогостоящее лечение на долгий срок.

Петербургский рынок стоматологических услуг в 2016 г. развивался неравномерно. В целом по городу значительного повышения спроса не наблюдается, но при этом крупнейшие сети демонстрируют рост выручки, сохраняя свои позиции на рынке. Наиболее успешные игроки рынка вернулись к докризисным оборотам не только в рублевом, но и в валютном эквиваленте.

Экономный подход

Ситуация стала улучшаться во втором полугодии, когда влияние кризиса стало менее заметным, а колебания спроса — более предсказуемыми. Несмотря на это, пятерка лидеров рейтинга сохранилась неизменной. Сетям, проработавшим на рынке достаточно долгое время и заработавшим репутацию и клиентскую базу, проще развивать бизнес, чем отдельным частным клиникам.
При этом можно заметить, что сети, работающие в более бюджетном сегменте, растут быстрее, чем конкуренты, предлагающие услуги бизнес–класса. Так, выручка клиник "Меди" от стоматологических услуг выросла в 2016 г. по сравнению с 2015–м всего на 3%, тогда как в сети "Интан" заявляют о росте оборота на 28%, на 23% выросла выручка сети "Стоматологический центр города" медицинского холдинга "Праймед".
Такая ситуация вполне понятна: количество обеспеченных людей в городе не растет. Уменьшение числа платежеспособных пациентов привело к тому, что некоторые клиники до сих пор несут серьезные убытки и не вернулись даже к докризисным рублевым оборотам, отмечает стоматолог–хирург, имплантолог Антон Герасимов.
"Достаточно явной становится тенденция к удешевлению услуг, так как изменился характер рыночного спроса: пациенты хотят получать услуги по более низким ценам", — отмечает генеральный директор центров имплантации и стоматологии "Интан" Ирина Сапожникас.
Директор по экономике и финансам группы компаний "Вероника" Дмитрий Морозов подчеркивает, что из–за снижения платежеспособности пациентов сократился спрос на дорогостоящее лечение.
"Люди более тщательно выбирают клиники для дорогостоящего лечения, зачастую делая необоснованный выбор в пользу бюджетных вариантов", — комментирует ситуацию главный врач сети "Стоматологический центр города" Сергей Лобанов.
При этом в высоком ценовом сегменте высокотехнологичные услуги (ортопедия, дентальная имплантация, хирургия) остаются самыми востребованными, говорит управляющий группой компаний "Меди" Марина Касумова, отмечая, что спрос на них в сети клиник "Меди" в среднем вырос на 6% по сравнению с 2015 г.

Выше, но со скидкой

Резкого роста цен на стоматологические услуги не было. "Многие клиники не повышали цены в 2016 г. либо сделали это в пределах 10%", — говорит Антон Герасимов, отмечая, что в конце 2016 г. и I квартале 2017 г. стали появляться рекламные акции с небольшими скидками. Ирина Сапожникас отмечает, что цены поднимались в рамках 10–15%.
В целом участники рынка говорят о том, что рост цен был связан с инфляцией. "Кроме того, влияет политика цен на материалы и оборудование зарубежных производителей, с которыми мы работаем", — поясняет Марина Касумова.
С учетом роста цен и незначительного роста спроса на стоматологические услуги в Петербурге в прошлом году объем рынка в 2016 г. можно оценить примерно в 6–8 млрд рублей.

Это не игрушки

Кризис повлиял и на стремление инвесторов вкладывать средства в расширение сетей.
"Приостановился рост открытия новых филиалов у существующих игроков рынка, — говорит Дмитрий Морозов. — К тому же если в предыдущие годы открытие клиник преобладало над закрытием, то на сегодняшний день ситуация обратная: среднестатистическое количество закрывающихся клиник растет".
Большой интерес проявляют игроки рынка к детской стоматологии. Открылось детское отделение у компании "Стома", новую детскую клинику в микрорайоне Балтийская жемчужина, инвестировав около 25 млн рублей, запустил холдинг "Вероника". В 2017 г. планирует открыть детскую клинику сеть "Стоматологический центр города". Инвестиции без учета помещения составляют 30 млн рублей.
Сергей Лобанов говорит, что нельзя не отметить тенденцию "заботливого материнства": дети первого года жизни у стоматолога уже не редкость, а осознанный выбор современных родителей. Рост спроса на услуги детской стоматологии отмечает и Ирина Сапожникас.

Новые районы

Также перспективы развития сетей стоматологических клиник связаны с районами новостроек.
"Город растет, разморозились многие стройплощадки, строятся новые районы, — поясняет Сергей Лобанов, — понятно, что параллельно с этим увеличивается и спрос на услуги коммерческой медицины. Это взаимосвязанные процессы".
Причем интерес к освоению районов массового строительства проявляют клиники всех ценовых категорий. Например, "Меди" планирует в 2017 г. открыть новый комплекс клиник "Меди на Академической", где будут представлены услуги по стоматологии, эстетической и семейной медицине. "Это полностью соответствует стратегии компании — открывать многопрофильные комплексы в спальных районах, чтобы быть ближе к пациентам, с учетом сложной транспортной логистики города", — отмечает Марина Касумова.
В целом же можно отметить, что, хотя число значимых игроков на рынке не увеличивается, количество клиник в целом растет постоянно.
По разным подсчетам, в настоящее время в городе работает 500–1000 стоматологических клиник разного размера. Появляются небольшие частные клиники, для которых важно создать собственную постоянную клиентскую базу. Поэтому и закрывается их тоже много.