Перешли в контратаку

ФИФА планирует заработать на продаже прав на трансляцию ЧМ–2018 больше $3 млрд. Цена для России составит около $120 млн, и российские каналы уже назвали ее неприемлемой.

На продаже прав трансляции прямого эфира с матчей чемпионата мира по футболу 2018 года ФИФА планирует заработать свыше $3 млрд. Стоимость трансляции для российских телеканалов, как подсчитали чиновники футбольной федерации, составит около $120 млн. Россию цена не устраивает, и телевизионщики надеются сбить ее до уровня 2014 года, когда за трансляцию игр из Бразилии они заплатили только $32 млн. Учитывая, что о цене трансляций для Кубка конфедераций Россия и ФИФА договорились только за 2 недели до матча открытия и жестоко торговались, пока не сбили ценник до $4,5 млн, покупка прав на трансляцию домашнего чемпионата мира может попасть под вопрос.

Бывает и дороже

Цена трансляции определяется ФИФА практически единолично. Сумма для каждой страны устанавливается исходя из подсчета общих затрат и предполагаемой прибыли организации. С одной стороны, цена $120 млн сопоставима с предыдущими чемпионатами. По данным Bloomberg, телекомпания ESPN заплатила за трансляции мундиаля в Бразилии $100 млн. Однако у российских бродкастеров совершенно иная точка зрения. Генеральный директор холдинга "Газпром–медиа" Дмитрий Чернышенко назвал цену $120 млн завышенной втрое по сравнению с 2014 годом, да и доллар в 2014 году еще стоил около 30 рублей, а по сегодняшнему курсу приближается к 60 рублям. Значит, цена выросла не в три, а в шесть раз.
Но если ESPN еще может отбить вложения, то российский рекламный рынок несопоставим с американским.
Специалисты "Матч ТВ" считают, что порог окупаемости такого крупного турнира, как чемпионат мира по футболу, для российского ТВ — $30 млн.
Если цена $120 млн не будет снижена, на колоссальные убытки никто не пойдет. Тем более стоит учитывать, что матчей сборной России, которые собирают гораздо больше болельщиков у экрана, может быть не так и много — на чемпионате мира 2018 года наша сборная гарантированно сыграет только три матча в своей группе, а вот выход в плей–офф зависит от успешного выступления на групповом этапе.

Долгие переговоры

История знает случаи и более резкого скачка цен. Телеправа на чемпионат мира 2002 года в Японии и Корее у ФИФА полностью выкупил немецкий магнат Лео Кирх за $2,4 млрд. Чтобы отбить такие вложения, предприниматель установил заоблачный ценник для трансляции. Например, России, заплатившей за трансляцию мундиаля во Франции всего $4 млн, сначала было предложено выложить $150 млн. Лишь за 4 дня до первого матча российской команды на турнире удалось достичь консенсуса и цены $20 млн. Позднее, чем Россия, контракт подписали только турки в 2002 году.
Впрочем, бизнесмены готовы помочь ТВ с деньгами. Председатель правления Альфа–Банка Андрей Соколов в апреле заявил о готовности предоставить российским телеканалам кредит для покупки трансляции. До такого еще не доходило — до сих пор российским телеканалам удавалось договариваться с ФИФА. Как рассказал "ДП" глава оргкомитета–2018 Алексей Сорокин, пока в Альфа–Банк никто не обращался. Сделать платными показы матчей чемпионата мира российские телеканалы вряд ли решатся. Кроме того что подавляющее большинство зрителей к платному просмотру не приучены, это чревато еще и политическим провалом, ведь сам факт проведения ЧМ в России с самого начала подавался как большой международный триумф. Власть не рискнет лишить россиян возможности наслаждаться плодами этого триумфа.
Российские чиновники пока аккуратно комментируют ситуацию, но даже сейчас можно смело сказать: государство не станет помогать телекомпаниям с покупкой телеправ. "Это большой и дорогой рынок. Государство в это не вмешивается, так как это вопрос переговоров между ФИФА и телеканалами", — сказал "ДП" министр спорта РФ Павел Колобков.
В любом случае в аудитории заинтересованы как ФИФА, так и российские телеканалы. Директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий Колин Смитт рассказал "ДП", что 12 матчей группового этапа Кубка конфедераций посмотрели жители 183 стран, а отдельно матч Россия — Португалия — 8 млн россиян. Если стороны не смогут договориться о покупке трансляции чемпионата мира 2018 года, пострадает имидж как у ФИФА, так и у России, уверен Смитт.