Никому нельзя верить. Как fake news начали проникать в бизнес–атмосферу

 

Выяснилось, что ходатайство в Арбитражный суд Башкирии об отзыве иска "Роснефти" к АФК "Система" было подложным. Глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что это провокация, никаких мировых соглашений компании не заключали и даже не предлагали, а письмо было изготовлено на поддельном бланке, с поддельными подписями, так что нефтяники даже обратились в правоохранительные органы. Между тем за тот короткий срок, пока ходатайство считалось настоящим, кто–то успел провернуть с тут же взлетевшими акциями "Системы" операций на 2 млрд рублей.
Да, проблема fake news сейчас признается в мире весьма острой. В разных странах даже принимаются специальные государственные программы по противодействию ложной информации. Но обычно речь идет о политических новостях. Сейчас же мы видим, что технология проникает уже и в бизнес–атмосферу.
Ведь что видели журналисты и биржевые игроки? Не какой–то левый сайт или анонимное свидетельство где–то на просторах Интернета, а документ, размещенный в базе данных на портале органа власти. Сотрудники суда, надо полагать, не младенцы и представляют себе, как выглядят подлинные документы, какие на них должны быть печати и подписи. Но их, говорят нам, попросту обвели вокруг пальца вот таким примитивным способом.
Может быть, конечно, ходатайство–то было настоящим, а потом его решили отыграть назад. Этого мы не знаем. Но какова может быть степень доверия к документам, если в любой момент может оказаться, что это и не документ вовсе, а так — какая–то непонятная бумажка с липовой подписью? И указ президента может оказаться фейковым. Хакеры повесили. И даже звонок не доказательство — это могут быть пранкеры. Их труд нынче в почете. Отныне нужно удостоверяться в истинности поступивших предписаний. Требовать дополнительной бумаги, подтверждающей предыдущую бумагу. Просить правоохранителей проверять каждое письмо из администрации (печать–то нынче любую выстругать можно). Самое сложное здесь — проверить, чтобы все эти подтверждения тоже не оказались поддельными.