Здесь будет триллион. В порты Петербурга и Ленобласти за 8 лет привлекут более 1 трлн рублей

Автор фото: Светлана Холявчук/ТАСС
«ФосАгро» вкладывает в расширение своих портовых мощностей в Усть–Луге 6 млрд рублей, рассказал председатель правления холдинга Андрей Гурьев.

Под давлением властей владельцы терминалов в Петербурге и Ленобласти вложат в расширение портовых мощностей более 1 трлн рублей в течение 8 лет.

Крупнейший российский производитель удобрений "ФосАгро" вложит 6 млрд рублей в увеличение пропускной способности терминала в Усть–Луге. Об этом сообщил Андрей Гурьев, председатель правления "ФосАгро", на ПМЭФ–2017. На форуме было подписано множество соглашений о строительстве и расширении портовых мощностей — во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина, который распорядился экспортировать российские грузы только через родные порты. Только в Петербурге и Ленобласти владельцы российских портовых терминалов до 2025 года инвестируют в развитие мощностей более 1 трлн рублей.

Большая портовая политика

О планах расширять терминал в Усть–Луге Андрей Гурьев рассказал на церемонии подписания соглашения с правительством Ленобласти по поводу модернизации завода "Метахим".
"В модернизацию будет вложено более 1 млрд рублей. Мощность завода уже в этом году составит 3 млн т. Он производит 35 видов удобрений. Новым производственным мощностям нужна перевалка. Поэтому решено расширять терминал в Усть–Луге", — пояснил Андрей Гурьев.
По его словам, в развитие компании уже инвестировано свыше 200 млрд рублей. Капитальные затраты "ФосАгро" в 2017 году составят 30 млрд рублей. "Пуск новых производств в текущем году позволит "ФосАгро" увеличить суммарный выпуск всех видов удобрений с высокой добавленной стоимостью к 2020 году на 20% — до 8,7 млн т", — заключил Гурьев.
По мнению Романа Паршина, генерального директора ИК "Форум", производители удобрений меняют маршруты под давлением политической конъюнктуры. "Прибалтийские страны перекрыли многие пути транзита, и теперь необходимо наладить логистику грузов через российские порты. И нашим компаниям дана команда перевести все на российские порты", — поясняет эксперт.

Ни капли мимо

К перетягиванию грузов готовятся и владельцы нефтяных терминалов. Так, соглашение о строительстве нефтеналивного терминала в Приморске Ленинградской области подписало ООО "Приморск–развитие", аффилированное с государственным ПАО "Транснефть".
Гендиректор "Приморск–развития" Андрей Гормах сообщил, что инвестиции в первую очередь оцениваются в 12 млрд рублей. Запустить ее планируется к 2020 году.
На втором этапе пропускную способность терминала увеличат до 12,77 млн т грузов в год, а объем инвестиций возрастет до 20 млрд рублей.
Загрузка терминалов по перевалке нефти и нефтепродуктов на Северо–Западе приблизилась к 100%, отмечает Андрей Гормах, дефицита не существует, но с учетом выполнения поставленной президентом РФ задачи по переориентации грузов из стран Балтии в порты России требуются новые мощности. "Вот мы и создаем условия, чтобы вернуть экспорт в Россию", — говорит Андрей Гормах.
Еще осенью 2016–го Николай Токарев, глава "Транснефти", пообещал Владимиру Путину вернуть весь экспорт нефтепродуктов из Прибалтики на родину к 2018 году. Речь идет о 9 млн т нефтепродуктов в год, которые пока еще идут через порты Вентспилса и Риги, а должны переориентироваться на Усть–Лугу, Новороссийск, Приморск.
Приморский и Новороссийский порты входят в группу НМТП, подконтрольную "Транснефти" и группе "Сумма" Зиявудина Магомедова. Отношения между "Суммой" и "Транснефтью" не всегда были безоблачными. Ранее "Транснефть" обделяла Приморск, загружая нефтью и нефтепродуктами в первую очередь Усть–Лугу. А теперь Приморск и Усть–Луга вместе забирают грузы у прибалтийских конкурентов.
В начале 2017 года некоторые логисты заговорили о том, что у грузоотправителей возникли сложности с отправкой нефтепродуктов по железной дороге в страны Балтии. В ОАО "РЖД" говорят, что работают в штатном режиме.
Как бы то ни было, но перевалка нефтепродуктов через российские порты на Балтике, сокращавшаяся еще в прошлом году, с начала 2017–го начала расти.
Перевалка в российских портах на Балтике за 4 месяца 2017–го выросла почти на 7%, на столько же снизились обороты портов Прибалтийских стран.

Зерно и контейнеры

Подстраиваются под грузоотправителей и владельцы портовых мощностей.
АО "Морской порт Санкт–Петербург", входящее в UCL Port — стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding Владимира Лисина, — никогда не относилось к зерну так серьезно, как сейчас, когда Россия стала крупнейшим экспортером. Компания построила первый в петербургском порту зерновой склад. Ранее зерно грузили прямо из вагонов в пароходы.
АО "Петролеспорт", входящее в Global Ports, планирует расширить комплекс для перевозки контейнерных, паромных грузов за 4,2 млрд рублей. Средства пойдут на строительство двух причалов (365 м) и 235–метрового склада. После расширения пропускная способность терминала возрастет с 1 млн до 1,4 млн TEU (20–футовый контейнер). Несмотря на сокращение контейнерного оборота, в Global Ports рассчитывают вернуть инвестиции за 5 лет.

Ниша будущего

"Газпром" и "Новатэк" Леонида Михельсона, в свою очередь, строят на Балтике терминалы по перевалке сжиженного природного газа (СПГ). "Новатэк" намерен установить контроль над ООО "Криогаз–Высоцк", которое к 2018 году планирует построить в Высоцке завод по производству СПГ мощностью 660 тыс. т год, а также терминал по перекачке СПГ на морские газовозы. Стоимость проекта оценивается в 65 млрд рублей. Половина заявленного объема (330 тыс. т СПГ) законтрактована финской Gazum Oy, она под этот проект строит два газовоза, чтобы перевозить газ в Финляндию, пояснили в "Криогазе".
Еще более крупный проект — "Балтийский СПГ" — затеял "Газпром". Он намерен построить в Усть–Луге завод СПГ на 10 млн т в год и терминал, чтобы отправлять продукцию в Европу и в страны Латинской Америки. К заводу планируется протянуть 360–километровую трубу от газораспределительной станции в Волхове. Объем инвестиций оценивается в 1 трлн рублей. Партнером в проект "Газпром" пригласил нидерландско–британскую нефтегазовую компанию Royal Dutch Shell. На минувшем форуме компании подписали соглашение о функционировании совместного предприятия. Оно займется проектированием, привлечением финансирования, строительством и эксплуатацией завода по производству СПГ.
Стратегия стивидорной компании заключается в сохранении универсальности, чтобы быстро переориентироваться на более востребованные грузопотоки. В 2017 году мы запустим несколько проектов для обработки перспективных грузов. В тестовом режиме работает склад для аграрных навалочных грузов емкостью 10 тыс. т. Завершается строительство склада для хранения топливных гранул (пеллет) на 8 тыс. т. В конце 2016 года мы запустили сервис, который помимо перегрузки на суда предусматривает растарку, затарку и ряд других операций с грузами, поступающими в контейнерах.
Алексей Важов
коммерческий директор АО "Морской порт Санкт–Петербург"
Параллельно с инвестициями, которые привлекаются в развитие портов СЗФО, наблюдается масштабный сдвиг транспортных потоков в их пользу. Только за 4 месяца 2017 года в российских портах Балтики объемы перевалки выросли почти на 7,5%. Но рано или поздно будет достигнут некий лимит, перешагнуть через который можно будет только при условии развития экспорта. Поскольку нефть и газ формируют более 60% доходов от экспорта, необходимо развивать именно нефтеналивные и СПГ–терминалы.
Сергей Звенигородский
руководитель отдела розничных продаж УК "СОЛИД Менеджмент"
Как гражданин и бизнесмен я приветствую любое развитие на благо города и экономики страны в целом. Если в этих проектах расширения портовой инфраструктуры будет потребность в наших руках и мощностях, если будут объявляться тендеры, мы готовы будем принять в них участие и даже будем искать такие возможности. На фоне сильного спада в инфраструктурном строительстве страны Петербург выглядит неплохо благодаря подготовке к ЧМ–2018 — здесь есть и контракты, и деньги. Но пока непонятно, чем будут заниматься строители, когда эта работа закончится. Нужны новые горизонты.
Владимир Калинин
президент АБЗ–1
Меня активно заманивают работать на стройке компрессорной станции Портовая, которой занимается "Газпром". Деньги там хорошие и масштаб большой. Но работа временная. А я люблю стабильность. Хотя надо отдать должное таким проектам — на них держится экономика региона. Скоро, наверное, только они живыми и останутся, а все остальные тихо сойдут на нет. Развивать порты надо. Но обидно, что пока это делается для того, чтобы страна продолжала качать недра за рубеж.
Виталий Прокуроров
генеральный директор Объединенной бетонной компании