Спрос опустошает автосклады. В Петербурге автодилеры оказались не готовы к увеличению продаж машин

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Автодилеры оказались не готовы к росту спроса на новые легковые автомобили. Складские запасы оскудели, на рынке образовался дефицит самых востребованных машин.

Продажи новых легковых автомобилей в Петербурге вопреки ожиданиям бизнесменов растут шестой месяц подряд, в среднем на 0,6% в месяц. Мало, но даже такой мизерный прирост стал приятным сюрпризом для автодилеров. Они оказались не готовы к такому повороту событий и заказали у автоконцернов меньше автомобилей, чем в реальности могли бы продать. Оскудевшие складские запасы не позволяют продавать больше, а чтобы пополнить их, потребуется 3–5 месяцев.
В заблуждение дилеров ввела печальная динамика реальных доходов населения (сумма, остающаяся на руках после всех обязательных платежей с поправкой на инфляцию). Они сокращаются уже 29 месяцев подряд. И по итогам апреля достигли рекордно низких уровней 2009 года, говорится в ежемесячном обзоре Внешэкономбанка.
Но оказалось, что на обновление парка транспортных средств петербуржцы готовы тратить даже последние деньги. Причем они стремятся купить новый автомобиль не ниже классом, чем предыдущий, и в хорошей комплектации.

Могли бы и больше

Сейчас дилеры работают над ошибками: спешно увеличивают заказ новых авто, формируют складские запасы на конец лета и осень так, чтобы не упустить ни копейки прибыли.
"Продать дилеры могут столько автомобилей, сколько закажут, а в памяти еще свежи воспоминания о затоваривании складов. Поэтому сегодня автодилеры осторожны в прогнозах и лишнего не заказывают. В некоторые месяцы продажи могли бы быть и выше, но машин не хватало. Сейчас мы формируем заказ на сентябрь. Полагаем, что сможем продать в этом году на 15% больше автомобилей, чем в прошлом", — прогнозирует Роман Слуцкий, генеральный директор холдинга "Аларм Моторс".
Остальные участники рынка, опрошенные "ДП", оказались менее оптимистичны. В среднем автодилеры рассчитывают нарастить продажи новых автомобилей по сравнению с 2016 годом на 7%. Прогнозы зависят от портфеля брендов: если в нем преобладают премиальные марки, то рассчитывать на спрос в этом году не стоит. А в целом, предполагают дилеры, объем продаж в Петербурге по итогам 2017 года превысит 127 тыс. автомобилей, что на 40% ниже рекордного уровня продаж новых легоковушек, достигнутого в 2012 году, — 212 тыс.
Некоторые игроки рынка надеются, что позитивная динамика спроса сохранится до марта 2018 года, когда состоятся выборы российского президента. А что будет потом, не загадывают даже самые отчаянные оптимисты. Возможно, продажи снова пойдут на убыль, когда все желающие обновят автомобили. Так уже происходит в премиальном сегменте рынка. В конце 2014–го — начале 2015–го чудеса роста продаж демонстрировали автомобили премиальных марок, такие как Mercedes–Benz, BMW, Audi и им подобные. В период резкой девальвации рубля петербуржцы набросились на дорогие европейские бренды, как оголодавшие на горячие пирожки, понимая, что потом будет как минимум вдвое дороже. Тогда они рассуждали верно. Но сегодня, когда ажиотаж прошел, а рубль, вопреки ожиданиям непатриотичных скептиков, укрепился, предложение автомобилей премиальных марок превышает спрос, что заставляет дилеров запускать стимулирующие сбыт акции, снижать цены. Но желающих больше не становится, для большинства горожан автомобиль по цене свыше 2,5 млн рублей — это слишком дорого. Поэтому продажи в премиум–сегменте падают.

Время пришло

Зато у продавцов автомобилей нижнего и среднего ценовых сегментов наступил звездный час. Правда, на автомобили средней категории спрос растет не на все модели, а только на те, которые зарекомендовали себя как надежные, долговечные транспортные средства.
Петербуржцы массово скупают недорогие Solaris от Hyundai, KIA Rio, Lada Vesta, VW Polo. Среди кроссоверов нарасхват Hyundai Creta, Renault Duster и Kaptur. Все модели российской сборки.
Местные автозаводы почувствовали оживление и начали возвращать в цеха рабочих. С декабря 2016–го петербургский автопром демонстрирует впечатляющие темпы прироста производства — в среднем на 30% в месяц — и тянет за собой всю городскую промышленность. И хотя в апреле темпы замедлились, автопром все равно остается единственной отраслью городской промышленности, удерживающей небывало высокие темпы роста 4 месяца подряд.
Но статистический фокус оказался прост: всю позитивную статистику Петербургу, по сути, делает одно предприятие, но зато самое крупное — это ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" — российский завод компании Hyundai Motor. Почти весь январь 2016–го завод простоял. А с первого месяца 2017 года начал выпускать новый Solaris, пользующийся высоким спросом, и наращивает выпуск популярного в РФ внедорожника Creta.
"С момента резкого ослабления рубля прошло уже более 2 лет, многие адаптировались к новым реалиям, стали, например, реже посещать заграничные страны, постепенно накопились средства для покупки нового автомобиля", — полагает Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб".
По мнению директора по развитию ГК "Аксель" Игоря Седова, люди достаточно долго откладывали покупку авто. Сегодня подошло время менять автомобили в массовом сегменте. "Мы видим реализацию отложенного спроса", — констатирует эксперт.
Срок владения автомобилем увеличился с 3 до 5–7 лет, добавляет Василий Орехов, директор по маркетингу "Атлант–М Балтика", сегодня покупаются не только бюджетные автомобили, но и машины средней ценовой категории. Некоторые автовладельцы стремятся купить машину дороже, рассчитывая на то, что она будет служить им дольше и не сильно потеряет в цене на вторичном рынке.