10:3931 мая 201710:39
229просмотров
10:3931 мая 2017
Автор — гендиректор АО "Технопарк Санкт–Петербурга"
На днях столкнулся с мнением, что убер–модели и сервисы по подписке уже утомили инвесторов. Это неверно: они просто стали привычными. Теперь удивление вызывают проекты, не использующие этот принцип: сегодня организованные по классическим схемам бизнесы, рассчитывающие на интерес рынка и инвестора, явно нуждаются в допинге. Что им нужно для того, чтобы стать чемпионами (и дать заработать своему инвестору)? В очередной раз "Биржа стартапов" продемонстрировала, что универсальных решений здесь нет.
Небольшая компания, выпустившая на рынок малознакомый, но качественный продукт, нашла своих клиентов и заняла долю на рынке. Однако затем попала в полосу штиля и перестала расти. Эту историю разными словами рассказали сразу две команды. Одна из них производит фруктовые чипсы, другая — снековый сыр. Дальнейшее развитие требует не просто новых мощностей, а новой системы продаж: без такой компетенции инвестор вряд ли поверит заявленным сценариям роста.
Прачечный сервис Lavadora предлагает своим клиентам забыть, как выглядят стиральная машинка и утюг. Здесь вроде бы все хорошо: уже подведена черта под первой тысячей заказов, есть несколько десятков подписчиков, количество потенциальных клиентов обещает прибыль до 300 млн рублей в год к 2020 году. Но передовая модель взаимодействия с клиентами зачем–то отягощена традиционной схемой организации производства: расходами на приобретение и содержание собственных прачечных. Ведь сюда буквально просится "убер", связывающий независимых поставщиков услуг и частных клиентов.
Еще пару лет назад идея установки ячеек для доставки и хранения продуктов в жилых домах была бы негативно встречена инвесторами. А сегодня застройщики предусматривают эту опцию, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее, — авторы проекта "Телепорт" разместили более 100 постаматов в Петербурге и готовятся к выходу на московский рынок, рассчитывая зарабатывать на процентах с доставки товаров, аренде и производстве оборудования, продаже рекламных поверхностей.
Бывает и так: решая текущие проблемы с помощью новых технологий, традиционный бизнес создает себе новые. Именно этим можно объяснить то понимание и интерес, которым была встречена система управления предприятием BMS24. Скорее всего, инвесторы оценили темпы цифровизации наших предприятий и почувствовали потенциал роста.
Сейчас одни инвесторы ищут бизнес будущего, другие обращают внимание на востребованные проекты, которые можно "ускорить" деньгами и компетенциями. Каждый находит приемлемый для себя темп.