Переходный момент

В Москве 19 диагональных переходов, в Петербурге как минимум один. Нововведения, связанные с организацией дорожного движения, приходят в Россию из других стран.

ВМоскве появилось 19 новых диагональных переходов, которые позволяют пешеходам перейти перекресток, сэкономив таким образом время. Власти Петербурга пару лет назад заявляли, что в городе такие переходы вряд ли появятся. Мол, менять что–то на дорогах затратно, да и мест, где они были бы сильно необходимы, в городе не так много. Но все–таки по меньшей мере один такой переход появился на пересечении Среднего пр. В.О. и 8–й линии.
Первые диагональные переходы появились в Канаде в конце 1940–х годов. Позже ими стали оснащать дороги в США, Японии, Великобритании, Новой Зеландии и множестве других стран. Именно из других стран, как правило, приходят в Россию нововведения, связанные с организацией дорожного движения.

В мире животных

В Великобритании существует множество типов пешеходных переходов, большинство из которых принято называть именами животных. Так, кроме традиционных зебр, есть, например, переходы–"пеликаны", они оснащены светофорами с каждой стороны дороги, а также панелями с кнопкой, которую следует нажать, чтобы для пешехода загорелся зеленый свет. "Пеликаны" также оснащены звуковыми сигналами или вибрирующими кнопками, которые сообщают о возможности пересечь дорогу незрячим пешеходам. Ну, этим в последние годы не удивишь и нас — но "пеликанов" уже вытесняют "тупики" (от наименования птицы), отличающиеся световой панелью, подобной светофору и видимой пешеходу, которая располагается не только на противоположной стороне, но и на стороне пешехода. Есть в Великобритании и совсем необычные переходы. Например, "тукан". Он предназначен для одновременного пересечения дороги пешеходами и велосипедистами, причем для каждого выделяется отдельная полоса.
Кроме того, есть еще и переходы–"пегасы", рассчитанные не только на обычных пешеходов, но и на наездников. От обычных "пеликанов" и "тупиков" их отличает дополнительная кнопка для смены цвета светофора, которая расположена на уровне человека, сидящего на лошади. В России, надо думать, такие переходы появятся не скоро, потребность в них не слишком высока: конная полиция у нас не распространена, а там, где много ездят на лошадях, проблема с асфальтом. Хотя "пегасы" могли бы понравиться, например, казачьим патрулям.
В 1960–е в той же Великобритании провели эксперимент по внедрению переходов–"панд". Тогда в министерстве транспорта решили, что обычная зебра не слишком безопасна, и тогда появился переход с разметкой в виде треугольников и семафорами с нанесенными на них полосами, расположенными на обеих сторонах дороги.

Инновации на страже

Семафоры активно используют на пешеходных переходах и в США, но там популярностью пользуется конструкция, отличная от британской. Широко распространен семафор HAWK, который располагается на Г–образной перекладине над пешеходным переходом. Он используется вместе со светофорами для пешеходов и только на переходах с разметкой. Одно из исследований показало, что HAWK снижает количество ДТП с участием пешеходов и водителей на 69%. В 2009 году широкое распространение получила идея лазерных пешеходных переходов. Тогда инноваторы предлагали оснастить дороги устройствами, которые проецировали бы изображение красного пешехода (такое же, как на большинстве светофоров, только значительно крупнее) прямо перед водителем. Шансов не заметить огромное красное пятно у водителя просто не было бы, но до реализации идеи дело так и не дошло.
В 2012 году концепцию упростили, заменив изображение гигантского пешехода на красную линию — ее проекция также появлялась бы прямо перед зеброй. В 2015 году говорили, что лазерные переходы могут появиться не где–нибудь, а в Казахстане, потом, правда, выяснилось, что об этом просто попросили студенты. Больше ничего о таких переходах не слышно.

Свет и приложения

Идея сделать пешеходную зону более заметной — одна из основных, когда речь заходит о безопасном взаимодействии пешеходов и водителей. В ряде стран в зоне пешеходного перехода есть подвижные части, выдвигающиеся в момент, когда для пешехода загорается красный свет. Такие устройства могут защитить, например, тех, кто увлечен мобильными устройствами и может не заметить красный сигнал. Также сейчас в мире активно используются лежачие светофоры — огни, встроенные в асфальт в зоне пешеходного перехода. Первый такой светофор появился в Москве, на пр. Мира, в 2015 году, в этом году было анонсировано внедрение лежачих светофоров еще и в Пензе.