Что последует за появлением Алишера Усманова на YouTube

 

Неделя прошла в обсуждениях нового явления в политической жизни страны — видеообращений крупных предпринимателей к оппозиционерам. То есть пока обратился только один человек, Алишер Усманов, но зато дважды. В первом ролике он плюнул на Алексея Навального, и во втором — плюнул еще раз. Как говорится, я бежала за вами столько времени, чтобы сказать, что вы мне безразличны.
Но все не так печально для Усманова. Во–первых, его видеообращения с ходу собрали по несколько миллионов просмотров. Между прочим, блогер с такими показателями может рассчитывать на очень серьезные рекламные контракты. Люди годами таких цифр добиваются.
Во–вторых, не считая неизбежных шуточек и стикеров, в соцсетях нашлось немало тех, на кого миллиардер произвел вполне положительное впечатление. То есть своей цели он все–таки в той или иной степени, но добился. Кроме того, на него подписался "ВКонтакте" Дмитрий Медведев. Такой зритель, наверное, чего–то да стоит.
Теперь нужно понять, насколько массовым может стать почин Алишера Усманова. Бизнесмены и раньше, бывало, иногда выступали на интересующие их темы. Например, совладелец FortGroup Максим Левченко. Или Михаил Прохоров, который обращался к избирателям, когда баллотировался в президенты. Но ролик Прохорова под названием "Я хочу работать на вас" за пять с лишним лет собрал на YouTube только 570 тыс. просмотров. А у Усманова — в общей сложности 5,5 млн за неделю "ВКонтакте" и больше 2 млн на YouTube. С одной стороны, дело, конечно, в том, что адресатом филиппик стал Алексей Навальный. И только поэтому ролики, которые Навальный разместил на своем сайте, просмотрели все сторонники оппозиционера, а также множество нейтральных зрителей. Так что к Алишеру Усманову вполне можно применить обычную аргументацию власти: мол, персонаж, захотевший дешевой популярности, решил сделать себе пиар на имени известного человека. Сейчас вот движение еще создаст, "зеленую ленту" какую–нибудь. Но, с другой стороны, Навальный — только хороший повод для стартовой раскрутки. Даже в первом ролике Алишер Усманов пусть пунктиром, для галочки, но рассказал кое–что о первых этапах становления своей бизнес–империи. Такие люди владеют огромным массивом интереснейшей информации. Даже о внутренней и внешней политике миллиардеры наверняка могут рассказать очень занятные вещи. Если захотят, конечно. Но можно и просто делиться опытом.
У российских миллиардеров есть активы, деньги, власть, но нет одного — популярности. Такой, как у Илона Маска, к примеру. Крупный бизнес в России закрыт и не публичен, мы не знаем, что он на самом деле думает о происходящем в стране. Хотя популяризация предпринимательства от таких людей была бы только на пользу.
У известных видеоблогеров, наоборот, популярности столько, что взаймы давать можно. Но нет власти. Ситуация, впрочем, может измениться: недавно в Госдуму приглашали Сашу Спилберг (Балковскую) поделиться опытом. И депутатам очень понравилось.
Робкий интерес к новым технологиям в наличии. Может быть, мы стоим на пороге новой эры взаимопроникновения власти и Интернета. Девять лет назад Дмитрий Медведев уже пытался заманить элиту в соцсети; по–медведевски не получилось, но со второй попытки, по–усмановски, то есть не суконно, вполне может получиться. А вот получится ли из этого оруэлловский всевидящий телеэкран в каждой квартире или инструмент для полноценного диалога — вопрос пока открытый.