Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария в Русском музее

 

Был ли в России Ренессанс или же Средневековье перетекло здесь в славные дни Петра — не такой уж нелепый вопрос. Для историков очевидно, что ничего подобного итальянскому Возрождению у нас не было. В обратном уверены патриотически настроенные любители древности: мы не хуже других, а уж этот Ренессанс у нас что надо. Пытаясь примирить эти точки зрения, академик Лихачев в свое время высказал предположение, что в России было долгое предчувствие Возрождения.
Выставка, посвященная владыке Макарию, убеждает нас в том, что согласия в этом вопросе так и нет. Каждый зал экспозиции в Бенуа свидетельствует о насыщенной художественной и интеллектуальной жизни Великого Новгорода XVI века. Прежде чем Москва окончательно утвердила свое господство, это был один из главных европейских городов. Новгород упустил шанс стать столицей, а с ним была потеряна и возможность экспансии новгородской демократии.
Владыка Макарий, митрополит Новгородский и Псковский, — одна их ключевых фигур своего времени. Он преобразовал книжное дело, создал новый стиль храмового убранства и инициировал развитие художественных ремесел. В центре экспозиции — отреставрированный амвон из Новгородской Софии. Шедевр деревянной скульптуры — "велми чюден и красоты исполнен" — был создан при Макарии, как и новые резные Царские двери новгородского храма. Их тоже можно увидеть в Бенуа.
Макарий учредил в Софии скрипторий — центр книжного дела. Здесь были созданы знаменитые издания Евангелия и житий, здесь появился первый список Великих Миней Четьих — свод основных "четомых" на Руси книг, первая русская энциклопедия XVI века. При Макарии получило развитие лицевое шитье: покров из Варлаамо–Хутынского монастыря и пелена "Моление Богоматери о народе" представлены на выставке наряду с другими текстилями.
Впоследствии, став Московским митрополитом и духовным наставником Ивана Грозного, Макарий заложил основы российской государственности. Консерватор, вдохновленный идеями Иосифа Волоцкого, он настаивал на союзе монарха и церкви. Притязаниями стать третьим Римом Москва тоже обязана Новгороду, превратившему в грезы предчувствие Возрождения.