Почему рубль переоценен по отношению к нефти

 

Автор — главный экономист Citi по России и СНГ
По прогнозу Citi, к концу 2017 года нефть сорта Brent будет стоить $65 за баррель. В глобальном плане происходит балансировка рынка нефти. Сделка ОПЕК о сокращении добычи способствует понижению предложения. С другой стороны, мировая экономика развивается. Мы считаем, что рост мирового ВВП в этом году будет 2,8%, а в следующем — еще выше. Это означает, что спрос на нефть тоже будет расти. Риском является повышение добычи сланцевой нефти в Америке. Сланцевые месторождения в США сейчас производят меньше нефти, чем год назад, но уже больше, чем 3–4 месяца назад. В то же время мы ожидаем, что курс рубля к концу года снизится. Сейчас рубль немного переоценен по отношению к ценам на нефть, потому что в мире стала очень популярна такая стратегия инвестиций, как кэрри–трейд (вложения в долговые инструменты с высокой ставкой за счет заимствований в другой валюте, которую можно взять в долг под низкую ставку. — Ред.). Прибыль, которую она приносит, очень высока. В прошлом году, если вы инвестировали в рубль, у вас прибыль в валюте была где–то 35%. Поэтому международные инвесторы очень любят Россию.
Кроме дифференциала процентных ставок между рублем и долларом инвесторам очень нравится дисциплинированная денежная политика Центробанка РФ и возвращение к росту ВВП России. Но ФРС США повышает ставки и продолжит их повышать, а Банк России — понижает, так что дифференциал ставок будет сокращаться.
Помимо того, против рубля будет действовать сезонность. В России всегда счет текущих операций самый сильный в I квартале, потому что зимой Европа потребляет наибольшее количество российского газа. А в 2017 году этот фактор был даже сильнее, чем обычно, потому что зима в Европе была холодная. Но во II и III кварталах сезонный фактор будет работать уже против рубля. Поэтому наш официальный прогноз по курсу на конец года — 60 рублей за доллар. Такой курс устраивает всех: и правительство, и Центробанк, и Минфин РФ, и экспортеров, и население.
Но я вижу два риска для этого сценария. Первый — в том, что цены на нефть сильно упадут. Под сильным падением я понимаю не $40–45 за баррель. К этим значениям российская экономика уже приспособилась. Но если цены на нефть упадут до $30–35 и продержатся на том уровне достаточно долго, это создаст проблемы. Другой риск связан с новыми санкциями США в отношении России. Когда президентом США выбрали Дональда Трампа, аналитики думали, что санкции будут отменяться. Но сейчас мы все понимаем, что атмосфера в Вашингтоне такова, что он не может это делать. В конгресс и сенат США уже внесены законопроекты о том, чтобы наказать Россию новыми санкциями за то, что она якобы вторглась в демократический процесс в Америке. И я думаю, что нельзя исключать вероятность новых санкций, не в отношении отдельных людей и компаний, а в отношении самой страны и вложений в ее облигации. Это будет очень плохой сюрприз для России. Вот тогда все станут продавать российские активы, и рубль сильно упадет.