От имиджа к прагматике

Заполняемость конференц–залов восстанавливается после снижения спроса. Ставки аренды держатся на прежнем уровне из–за роста конкуренции на фоне снижения деловой активности и бюджетов мероприятий.

Участники рынка наблюдают отток клиентов из конференц–залов при гостиницах на бюджетные площадки. Так, специалисты отдела банкетов и конференций "Гранд–отеля Европа" отмечают, что организаторы мероприятий с небольшим бюджетом и количеством участников до 60 человек стали чаще отдавать предпочтение площадкам в бизнес–центрах и офисах, где тоже есть конференц–залы.
"Отели чувствуют сокращение бюджета во всех отраслях MICE–мероприятий (фармкомпании, компании, производящие товары широкого потребления FMCG). Снизилось как количество мероприятий, так и их средний бюджет. Спрос растет на альтернативные и бюджетные площадки, такие как лофты и арт–пространства", — подтверждает Елена Быхалова, директор по доходам группы отелей "Марриотт".
Появляются новые площадки, часть из которых связана с креативными пространствами и лофт–проектами, например, такими, как творческий кластер "Арт Муза". "Общая тенденция последнего времени, продиктованная сложившейся социально–экономической ситуацией, — уход от имиджевых мероприятий к прагматично ориентированным. Компании охотнее выделяют бюджет на встречу по продвижению нового продукта, тренинг или важные переговоры, которые принесут возврат инвестиций, чем на корпоратив или празднование профессионального праздника, например", — добавляет Елена Быхалова.
В компании "ЭкспоФорум–Интернэшнл", напротив, говорят об увеличении количества запросов на большие корпоративные события. "Это, как правило, съезд сотрудников крупной компании с деловой программой и торжественным приемом в конце, когда совмещается формат семинаров, конференций и ивентов", — уточняет Сергей Воронков, генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл". Всего в "ЭкспоФоруме" и "Ленэкспо" в 2016 году прошло на 11% больше мероприятий, чем в 2015–м. По сегментам — на том же уровне остались конгрессы и выставки, на 9% выросли ивенты.

Цены застыли

Из–за возросшей конкуренции цены на аренду конференц–залов за последний год практически не изменились. Как правило, цены на аренду ранжируются по размеру вместимости конференц–залов. По данным NAI Becar, цена за полдня аренды зала вместимостью до 100 человек составляет от 4,5 тыс. до 44 тыс. рублей в зависимости от класса зала. Стоимость аренды на целый день варьируется от 7,2 тыс. до 57 тыс. рублей. В более крупных залах, вместимостью от 100 до 300 человек, стоимость составляет от 13,5 тыс. до 75 тыс. за полдня и от 16 тыс. до 110 тыс. за целый день. Цены на аренду крупных залов вместимостью от 500 человек рассчитываются индивидуально, в среднем день аренды — от 100 тыс. рублей.
"Стоимость аренды залов не повышалась в прошлом году. Чтобы не отпугнуть клиента, цены были подняты только на банкеты из–за роста стоимости продуктов питания", — рассказывает Елена Быхалова.
Удерживают размер ставок и в "ЭкспоФоруме", который вмещает около 40 конференц–залов. Цена зависит от вместимости. Стоимость самого маленького зала на 14 человек составляет 7800 рублей за день аренды, самого большого — до 4000 человек — 976 500 рублей.
Ставки аренды конференц–залов в 2017 году, скорее всего, останутся на текущем уровне и могут начать расти только в 2018 году при улучшении экономической ситуации и оживления деловой активности. "В целом размер арендных ставок будет зависеть от спроса и от степени развития рынка конференц–залов. В настоящий момент пользуются популярностью креативные пространства. При этом если неуспешные бизнес–центры начнут по западному примеру переквалифицировать в конференц–залы, то из–за возросшей конкуренции арендные ставки будут снижаться", — считает Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar.