Выставка "Джакомо Кваренги" проходит в Петербурге

Автор фото: Демидов

 

Эрмитаж приучает публику к современному искусству и не позволяет игнорировать исторические сюжеты, какими бы неоднозначными они ни были. Выставка Яна Фабра, не на шутку взволновавшая общественность, или серия экспозиций "Штурм Зимнего", приуроченная к 100–летию революций 1917 года, тому подтверждение. Не менее ценно то, что этому музею удаются камерные проекты, как, например, экспозиции о незавершенной картине Владимира Стерлигова или об ампурданских корнях творчества Сальвадора Дали.
Выставка фотографий построек Кваренги — как раз одна из таких профессиональных удач. Казалось бы, тема банальна. Сколько уже всего видено–перевидено про зодчих Петербурга. Сколько насмотрено–прочитано про самого Кваренги. Все его петербургские дома мы знаем назубок. И графику его не раз показывали. Даже из его родного Бергамо привозили редкие материалы.
Но, конечно, самое интересное в его творчестве связано с Россией. Вся его слава — здесь, в Петербурге, он русский зодчий, в наших краях его справедливо считают одним из творцов мифа о неоклассическом Петербурге.
Статные величественные фасады Ассигнационного банка, Юсуповского дворца, Смольного — визитная карточка местного genius loci с его рационализмом, консервативным вкусом и любовью к упорядоченности. Об этом мы найдем и у Пушкина, и у Бродского, и у Добужинского, и у Шемякина. Как будто лишний раз заводить разговор об этом не слишком уместно. Тем не менее выставка без эстетских изысков и без заигрывания с публикой переводит этот давний сюжет на язык архитектурной фотографии. Цитаты и реминисценции из петербургской классики оставлены за скобками.
Знаменитые постройки Кваренги на снимках Павла Демидова предстают в современном своем виде. Эти здания создают образ Петербурга, который пережил и эпоху строительства доходных домов, и советский период с его конструктивистскими экспериментами и спальными районами, выросшими на окраинах. Переживет и наше время, какие бы архитектурные несуразицы ни строили в городе сейчас.