Блоги "ДП". Как предотвратить мошенничество со стороны персонала

 

Автор — управляющий партнер OPEN
Мошенничество персонала — весьма неприятная тема для любого руководителя. Сложно признавать, что вас обманывают свои же сотрудники. Но по данным Европейского союза, 58% раскрытых случаев мошенничества совершаются служащими.
Последние исследования показывают неутешительную статистику: из выборки в 3 млн работников в Америке почти каждый сороковой был уличен в воровстве. Необходимо отметить, что средняя сумма ущерба от кражи сотрудниками магазинов почти в 6 раз больше, чем от краж покупателями. В крупных западных компаниях недобросовестные действия сотрудников снижают выручку на 5-6% (по данным исследований Association of Certified Fraud Examiners). К сожалению, в России этот процент еще выше, так, основная доля финансовых потерь в российских торговых сетях внутренняя: 47% — это кражи сотрудниками. Иногда можно недосчитаться и достаточно внушительных сумм: к примеру, в Челябинске сотрудник "Ашана", отключив сигнализацию и систему видеонаблюдения, похитил из магазина 6 млн рублей.
Тема краж со стороны сотрудников стоит остро не только в розничной торговле, так, на АвтоВАЗе в прошлом году были украдены детали на сумму более 19 млн рублей. Для завода это уже далеко не первый случай крупных краж, в 2009 году обнаружилось, что сотрудники выносят автомобили не только по деталям, но и целиком. "Добросовестным" работникам удалось украсть 7 тыс. уже собранных автомобилей, аналитики оценили их стоимость в 1,5 млрд рублей.
"— Что же ты, интересно, похитил?
Зек смущенно отмахивался:
— Да ничего особенного... Трактор...
— Цельный трактор?!
— Ну.
— И как же ты его похитил?
— Очень просто. С комбината железобетонных изделий. Я действовал на психологию.
— Как это?
— Зашел на комбинат. Сел в трактор. Сзади привязал железную бочку из-под тавота. Еду на вахту. Бочка грохочет. Появляется охранник: "Куда везешь бочку?" Отвечаю: "По личной надобности". — "Документы есть?" — "Нет". — "Отвязывай к едрене фене..." Я бочку отвязал и дальше поехал. В общем, психология сработала". (С.Д. Довлатов. "Чемодан").

Что делать, если никому нельзя доверять?

Недобросовестное исполнение своих обязанностей менеджерами влечет за собой то, что их сотрудники остаются без необходимого внимания и контроля, получая возможность для воровства и создания незаконных схем. Во время кризиса многие компании были вынуждены оптимизировать численность персонала, а это только усугубило ситуацию с отсутствием должного надзора. Ведь, как мы знаем, "возможность украсть создает вора".
Здесь еще одним серьезным риском является то, что сотрудник, пристрастившийся воровать и выработавший рабочую схему, будет пользоваться своим "навыком", пока его не поймают с поличным, и еще будет обучать этому коллег. И большинство таких работников даже считают, что таким образом они берут то, что им не доплачивает работодатель. Исследования показывают, что до 70% персонала в нашей стране замешано в так называемом компенсационном воровстве.
Серьезное влияние человеческого фактора заставляет работодателей использовать весь арсенал современных технических средств. Однако при этом следует учитывать, что речь не идет об установке тотальной слежки за сотрудниками. Для эффективной борьбы с мошенничеством персонала необходимо установить разумные меры контроля.
Для уменьшения краж со стороны персонала работодатели используют систему контроля и управления доступом (СКУД) с помощью именных карт или биометрических параметров (например, отпечатка пальца). К сожалению, практика применения именных карт создала новые возможности для мошенничества (карту можно взять у коллеги или подделать), поэтому наиболее безопасным и эффективным является сканирование рисунка вен.
Для торговых предприятий полезным инструментом может стать система контроля перемещений персонала и других объектов внутри помещений. Технология iBeacon, лежащая в основе таких систем, помогает определять точное местоположение объектов, записывать все перемещения в течение дня, контролировать нахождение в определенных зонах и осуществлять временной контроль по задачам. Благодаря такой системе можно отслеживать местонахождение персонала в режиме онлайн, получать оповещения о нахождении сотрудников в запрещенных помещениях и об отклонениях от регламента.
Западные исследования показывают, что у торговых сетей, внедряющих комплексные системы по предотвращению краж персоналом, покупателями и даже поставщиками, уровень убытка от воровства на 40-50% ниже, чем у ретейлеров, которые просто ловят за руку.
Но как сделать так, чтобы у сотрудников вообще не появлялось желание воровать?
Наличие автоматизированной системы контроля за сотрудниками сможет существенно сократить потери компании от воровства, но изменить ситуацию в корне поможет только сильная корпоративная культура. Только когда сотрудник будет максимально вовлечен в работу компании, когда он будет ощущать себя ее частью, желание что-либо украсть не возникнет вовсе.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"