Петербург сплотился в день трагедии в метро. Помощь пострадавшим и тем, кто не мог добраться домой, предлагали не только жители города, но и петербургский бизнес. В других городах, переживших теракты, жители оказывались не менее отзывчивыми.
В день трагедии в петербургском метро город объединился. Тем, кто не знал, как добраться до дома из-за закрытия всех станций петербургского метрополитена, водители предлагали свою помощь. Сначала владельцы автомобилей оставляли в различных соцсетях сообщения о том, что готовы подвезти домой тех, с кем им по пути. Позже во "ВКонтакте" появилась группа с хэштегом #домой. Там водители могли сообщить, куда едут и назвать количество свободных мест в машине. Информация была отсортирована по станциям метро в соответствии с местом отправления автомобиля, в котором есть свободные места. Позже такой же хэштег появился и в социальной сети Facebook. В сервисе Google Docs также был доступен документ, который также позволял водителям найти попутчиков, лишившихся возможности добраться до дома. Водители, использующие "Яндекс.Карты", тоже оставляли свои телефоны и рассказывали, сколько человек готовы подвезти.
Интересно, что предложения о том, чтобы помочь добраться до дома, не перестали появляться в социальных сетях и на следующий день. Сейчас подвезти домой или в другую точку предлагают тем, кто боится спускаться в метро.
Также горожане просто приглашали к себе домой тех, кто в условиях транспортного коллапса не смог добраться туда, куда ему нужно. В соцсетях они писали: "приглашаем гладить котов" и звали на кофе.
Бизнес предлагает помощь
После теракта предлагали помочь не только отдельные жители города, также откликнулся бизнес. Первыми отреагировали службы такси. Например, Uber, "Яндекс.Такси" и "Таксовичкоф" предложили бесплатно возить горожан. В ряде случаев бесплатные маршруты были ограничены зоной происшествия. Так, Uber сообщил о бесплатных поездках из пострадавших районов, также в компании отмечали, что попросили водителей быть ближе к окрестностям Невского проспекта. Сервис такси "Таксовичкоф" также направлял автомобили к "Сенной площади" и другим станциям синей ветки петербургского метрополитена. В компании сообщали, что бесплатно отвезут от нескольких станций метро в любую точку в пределах КАД. Также о готовности бесплатно возить пассажиров заявляли в сервисе "Яндекс.Такси".
Впрочем, несмотря на отзывчивость нескольких служб такси, помощь водителей-частников, которые предлагали подвезти петербуржцев, тоже оказалась кстати. Из-за транспортного коллапса, вызванного закрытием метро, несколько сервисов такси временно оставались недоступными или сообщали об отсутствии свободных машин. Ближе к вечеру вызов такси и вовсе превратился в невыполнимую задачу — операторы говорили, что автомобилей нет, или говорили, что придется подождать, предупреждая, что не могут сказать, сколько составит время ожидания — "может, час, может, полтора".
Отреагировали на атаку в метро и петербургские кафе. Так, в заведении Bekitzer предлагали напоить чаем и кофе всех, кто из-за трагедии вынужден добираться до дома пешком. С таким же предложением выступила и сеть "Чайная ложка". Тем, кто находился после трагедии в центральной части города, предлагали "переждать хаос, который происходит в центре, в более спокойной обстановке" и угощали бесплатным чаем.
Сбербанк сообщил, что возьмет на себя урегулирование задолженности по кредитам пострадавших в результате теракта в Петербурге. О чем именно (о полном погашении кредитов или отсрочке регулярного платежа) идет речь, в банке не уточнили.
Накормить водителя
Пока в одних петербургских кафе предлагали напоить или накормить пострадавших, в других дали возможность пообедать бесплатно тем, кто развозил петербуржцев в разные концы города. Так в "Двух палочках" водителям, подвозившим незнакомых людей во время транспортного коллапса, предлагали пообедать супом с роллом и кофе.
На автозаправках также предлагали бесплатный бензин водителям, которые помогали горожанам добраться до дома. Например, на заправках “Газпром-Нефть” автомобилистам-волонтерам давали бесплатно заправиться на сумму 500 рублей, а также угощали их кофе и френч-догом.
Спасительный хэштег
Петербург — конечно, не первый город, жители которого после страшной трагедии предложили помощь пострадавшим и оказавшимся в сложной ситуации. Так во время терактов в Париже пользователи соцсетей начали публиковать сообщения с хэштегом #PorteOuverte (фр. "открытая дверь"). Так жители Парижа предлагали ночлег тем, кто не может или боится из-за терактов пойти домой. Всего за несколько часов после трагедии этот хэштег использовали более 500 тыс. раз. С его же помощью могли найти ночлег и те, кто пострадал или просто был напуган терактом в Ницце, когда во время празднования дня взятия Бастилии грузовик врезался в толпу на Английской набережной. Впрочем, тогда проживающие неподалеку от места трагедии пускали к себе людей и без всяких хэштегов.
В Бельгии после серии терактов в брюссельском метро и аэропорту пользователи также ставили отметку "открытая дверь". Кроме того, в сетях появился хэштег #ikwilhelpen (я хочу помочь). Люди предлагали ночлег, доступ в Интернет и другие удобства всем, кто в этом нуждается. Помимо места, где есть возможность переночевать, жители Брюсселя предлагали поддержку и объятия.