Русская слава. Выставка Сомова в KGallery

Пейзаж с радугой, 1919

Станислав Савицкий сходил в KGallery и теперь объясняет, почему выставка Сомова — это круто.

Удивительна русская слава! Константин Сомов — художник, на котором недавно заканчивали читать историю искусства в вузах. Сомов — один из лидеров "Мира искусства" и любимец интеллигенции еще с оттепели. Роль Сомова в жизни эмиграции первой волны сложно переоценить. Его работы — гордость ведущих русских музейных коллекций. Не так давно одна из его "Радуг" ушла за $7,5 млн на Christie’s.
Между тем если вы думаете, что библиотеки ломятся от каталогов сомовских выставок, вы мало смыслите в русском искусстве. Последняя ретроспектива Сомова была почти 50 лет назад! Вот и верь тем, кто борется против репродукций за живое общение с оригиналом. Полвека не было выставки художника — а он по ценам догнал Пикассо. Наверное, у нас, чтобы снискать большую славу, лучше вообще не показывать работы.
Советская идеология, эмигрантская изоляция, послеперестроечное безденежье в музеях, помноженные на великорусскую безалаберность, мешают жить искусству в наших палестинах по обычным законам. Вот и эта выставка устроена не ГРМ или Третьяковкой, как можно предположить, а KGallery, объединившей коллекции музеев–тяжеловесов вокруг всего пяти работ из своего собрания. Экспозиция впечатляет! Сначала ранние пейзажи времен праздных прогулок по Ораниенбауму и Мартышкино, где у семьи художника была дача. Затем портреты, в том числе малоизвестный Александра Блока, а также той самой Надежды Добычиной, которая впервые показала "Черный квадрат" и контррельеф в своем салоне. Печатная графика: наделавшие немало шуму "скурильные" иллюстрации, гравюры и рисунки плюс чудесные открытки с виртуозными узорами. В Тбилиси был найден занавес, выполненный художником для московского Свободного театра. Это открытие удивит даже знатоков. Самое же популярное в творчестве Сомова — "Поцелуи" и "Радуги" — спрятано в самом дальнем зале. Так эти хиты не заслоняют менее известные, но иногда более интересные вещи. Открывается выставка сенсацией: фото из архива родственников художника, о существовании которого еще год назад никто не подозревал.
Пожалуй, KGallery впору становиться музеем наподобие коллекции Фрика на Манхэттене или Жакмар–Андре в Париже.