Машина с пробегом как прибыльный бизнес

 

На сегодняшний день рынок машин с пробегом является перспективным направлением для автокредитования. В январе 2017 года объем вторичного авторынка России, по данным "Автостата", вырос на 2% в количественном выражении по сравнению с тем же периодом 2016 года. В то время как за весь 2016 год этот сегмент рынка прирос на 6%. Учитывая тот факт, что среднерыночные процентные ставки по кредитам на автомобили с пробегом на 3–4% годовых выше, чем по новым авто, а рынок продаж подержанных автомобилей гораздо шире рынка новых машин, банкам выгодно работать в данном сегменте.
Несмотря на то что новый автомобиль считается более низкорисковым объектом залога, основной риск, который несет банк, связан с заемщиком, а более высокая процентная ставка по кредиту покрывает риск по автомобилю.
По информации наших партнеров–автодилеров, за последние 2 года доходы от продаж и сервиса по новым автомобилям существенно снизились — падение продаж новых авто у разных дилеров составило от 10 до 40%. Поэтому в качестве значимого драйвера роста доходов, в том числе и на финансовых услугах при продаже автомобиля в кредит, дилеры рассматривают продажи авто, принятых по трейд–ин.
В нашем банке на автомобили с пробегом приходится около 60% всех выдач по автокредитам. Для нас это основной сегмент рынка автокредитования. При этом за 2016 год мы зафиксировали рост размера среднего чека на 15%. Мы недавно запустили программу кредитования автомобилей с пробегом у официального дилера. Средний чек по этой программе в 1,5 раза выше, чем размер чека на покупку машины в кредит у неофициального дилера.
В 2017 году, по нашим прогнозам, объем рынка подержанных машин в России вырастет в пределах 5%. Одним из факторов, который будет сдерживать этот рост, будет требование установки системы "Эра–ГЛОНАСС" на все ввозимые в Россию машины, а именно — сложность процедуры реализации этого требования для физических лиц.
Одновременно с этим продажи новых машин также сдерживают несколько факторов. В их числе — отсутствие роста располагаемых доходов у россиян, а также снижение количества платежеспособных заемщиков самого перспективного возраста из–за демографической ямы 1990–х годов. В 2017 году число таких заемщиков тоже не увеличится. Кроме того, требование по оснащению системой "Эра–ГЛОНАСС" всех ввозимых машин сильно обеднит линейку предложения у официальных дилеров. Безусловно, завезенные в декабре 2016 года в Россию автомобили сформировали запас и обеспечат дилерам определенный уровень продаж в начале 2017 года. Тем не менее исчезнет модельный ряд дешевых автомобилей, которые будет нецелесообразно ввозить, учитывая дорогую сертификацию для получения паспорта нового транспортного средства. Этот факт сократит ассортимент машин и ограничит выбор, и покупатели будут все чаще смотреть в сторону вторичного рынка.
Автор - директор департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка