Свободная техника

Строители предпочитают не покупать технику, а брать ее в аренду. Этому способствует переизбыток предложения и рост цен на первичном рынке.

Более половины техники, занятой в строительстве, сегодня арендуется. По оценкам ФГИК "Размах", аренда техники занимает около 65% рынка Северо–Западного федерального округа.
"В дальнейшем у данного сектора есть неплохие перспективы для роста. Однако сдерживающим фактором является отсутствие каких бы то ни было финансовых механизмов, способствующих долгосрочному партнерству. Государством они не развиваются совершенно, а снизу минимально", — считает Сергей Ефремов, управляющий партнер ФГИК "Размах". По его словам, опережающий рост собственного парка техники был трендом развития петербургского рынка в 2007–2010 годах и стал крахом для многих крупных компаний, которые попали в лизинговую яму.

Лишние машины

Спрос на технику зависит от строительной отрасли, которая сегодня пребывает в кризисе. По данным "Петростата", объем работ по строительству в Петербурге в 2016 году вырос всего на 0,7%, в Ленинградской области — на 0,6%. Годом ранее как в городе, так и в области наблюдалось сокращение работ на 7% и на 9% соответственно.
Уменьшение строительной активности подтолкнуло компании продавать или сдавать в аренду освободившуюся технику, чтобы не платить за ее простой.
В то же время расходы бизнеса на аренду строительных машин и оборудования в Петербурге в 2015 году упали на 25,6%, до 3,6 млрд рублей, и еще сократились на 12,4% в первой половине 2016 года, свидетельствуют данные "Петростата". Официальной статистики за полный 2016 год пока нет. До кризиса рынок аренды техники в СЗФО оценивался примерно в 8 млрд рублей в год.

Выгодный инструмент

Строительные компании с большим парком собственной техники также периодически прибегают к аренде, поскольку спецтехника стала дорогим удовольствием, требующим не менее дорогостоящего ухода, ремонта и условий содержания. Так, крупнейший застройщик в Санкт–Петербурге "Группа ЛСР" для производства работ использует в основном собственную технику, но часть оборудования все же арендует. "Чаще всего наша компания заказывает гусеничные экскаваторы, экскаваторы–погрузчики, фронтальные погрузчики, погрузо–доставочные машины, бульдозеры, тракторы, а также автокраны и самосвалы. Мы работаем преимущественно с зарубежной техникой, поскольку она обладает более высокой производительностью", — говорит Григорий Череповский, заместитель управляющего по строительному производству "ЛСР. Строительство — Северо–Запад".
"Мы, конечно, берем технику в аренду, особенно в отдаленных регионах РФ, но ограничиваемся исключительно простыми единицами техники, для управления которыми не требуются глубокие специальные знания. Мы четко уверены, что для конечного результата лучше и выгоднее перевезти собственный экскаватор–демолишн или сложное дробильное оборудование в другой регион, чем взять их же в аренду вместе с оператором, который не умеет работать с техникой на том уровне, на котором нам это нужно. А подобная некомпетентность — тенденция на рынке аренды, где арендодателям не выгодно нанимать дорогостоящих специалистов", — рассказывает Сергей Ефремов.
Наибольшим спросом в аренде сегодня пользуются универсальные виды техники, позволяющие выполнять многие типы работ (например телескопические погрузчики) и сравнительно недорогие виды техники, такие как мини–погрузчики.

Стареющий парк

Несмотря на переизбыток предложения техники с наработкой, ставки аренды растут. По данным ФГИК "Размах", в Петербурге и Ленобласти ставки аренды выросли на 3–5% в конце 2016 года и в I квартале 2017 года (для сравнения: в Москве рост составил 8–10%). Арендодатели работают с техникой, которая с каждым годом требует все больше и больше затрат на обслуживание и ремонт.