Почему ОСАГО не освобождает от ответственности

 

Поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев" (ОСАГО) обернется очередным повышением страховых тарифов. А вот максимальный размер выплат можно не увеличивать: виновник аварии из собственного кармана заплатит потерпевшему в ДТП, если страхового покрытия окажется недостаточно, — постановил Конституционный суд. Депутаты Госдумы хотят заменить денежные выплаты по ОСАГО ремонтными работами.
Идея заменить денежные выплаты натуральной компенсацией возникла вследствие активизации автоюристов, которые у страховщиков не только грамотно отсуживают возмещение вреда, причиненного автомобилю, но и взыскивают со страховых компаний штрафы, предусмотренные законом о защите прав потребителей. А также стоимость услуг независимых экспертов, которые, как правило, оценивают сумму ущерба выше, чем связанные со страховщиками автоэксперты. Плюс к этому авто­юристы взыскивают пени за несвоевременную выплату ущерба и даже компенсацию морального вреда. «Доля накладных расходов в структуре выплат компаний по суду растет. Если в 2011 году эта доля составляла 15?%, то в 2016 году превысила 50?%. Это непрофильные для страховщиков выплаты», — возмущаются в Российском союзе автостраховщиков. Не для того страховщики лоббировали ОСАГ­О, обеспечивающее им 20?% дохода, чтобы делиться деньгами с юристами и выплачивать автомобилистам (потребителям) реальную стоимость ущерба и штрафы за нарушения их прав.
При замене денежных выплат авторемонтом расходы страховщиков возрастут, так как сумму выплаты в денежном выражении страховщик оценивает с учетом износа поврежденных деталей, что уменьшает компенсацию на 20–30%. Автовладельцу в итоге никогда не хватает средств на восстановительный ремонт. В случае же с натуральными выплатами страховщикам придется компенсировать ущерб в полной мере. Страховщикам это, конечно, не нравится. Они уже давят на правительство, чтобы оно повышало тарифы, так как ОСАГО теряет привлекательность: прирост выплат опережает увеличение страховых сборов. Так происходит в нескольких регионах страны из–за региональных коэффициентов, снижающих стоимость ОСАГО. А между тем стоимость запасных частей в этих регионах не ниже, а выше, чем в Москве и Петербурге, где самое дорогое ОСАГО. Например, сборы по ОСАГО в Петербурге за 2016 год составили 15 млрд рублей, что на 67% превышает выплаты — 9 млрд. То есть жители Москвы и Петербурга доплачивают за соотечественников из других регионов. В целом по стране сборы по ОСАГО на 35% превышают выплаты — 234 млрд против 173 млрд рублей.
С октября 2014 года предельные выплаты по ОСАГО увеличены до 400 тыс. рублей. Этой суммы на восстановление автомобиля может не хватить, например, если на автомобиле придется менять бампер, капот, крыло, дверь, ксеноновые фары. Недостающие средства доплатят виновники ДТП, то есть ОСАГО перестанет покрывать ответственность автовладельца. Конституционный суд РФ в начале марта разъяснил, что пострадавшие в ДТП, получившие страховые выплаты, не покрывающие ущерб, могут взыскать разницу с виновников аварии.