Как понять, стоит ли открывать собственное дело

 

Знакомьтесь, это Вольдемар. Он компетентный специалист. Все знает о червях. Он их любит, ценит и даже понимает их язык. Идея Вольдемара — открыть интернет–магазин и продавать червей таким же фанатам, как он сам. Вроде бы гениальная мысль. Но почему–то друзья отговаривают. Вот глупые, правда?
Но друзья знают — идея не соответствует первому и второму критериям успешного бизнеса, а всего их три: большой чек, есть спрос, есть знания в теме. А как бы следовало поступить Вольдемару? На ум приходит вариант оптовых поставок червей в излюбленные рыболовами места, но такие, где рыбачат либо за очень большие деньги, либо в очень больших масштабах, либо ловят экзотических рыб. Этот вариант соответствует всем критериям и минимизирует усилия. Нужно убедить всего одного–двух человек, чтобы начать зарабатывать хорошие деньги. На червях!
Второй пример. Зигфрид молодец. Он ничего толком не умеет, но жить не может без своего бизнеса — надоело работать в офисе. Зигфрид решил продавать топливо. Топливо стоит дорого, чеки там большие, спрос на него есть всегда. Но Зигфрид не изучил вопрос и купил на последние деньги бензовоз. И сразу окунулся в работу. Есть небольшая проблемка: бензовоз он взял не новый, с устаревшей насосной системой. Не изучил вопрос и не узнал, что для перевозки самых прибыльных видов топлива нужно пробраться сквозь адский ад лицензирования и серьезный техосмотр, который с его стареньким бензовозом вряд ли получится пройти. А всего и нужно–то было почитать несколько вечеров да с умными людьми пообщаться.
Свое дело сейчас — дань моде. Все хотят бизнес. Все уверены, что это круто. Перспектива больших денег, независимость, престиж — плюсы очевидны. Но, по статистике, 9 из 10 бизнесов закрываются в первый год. В последующие два закрываются еще 90% оставшихся. Так что перспективы часто остаются умозрительными. Независимость тоже сомнительна: ты сам, клиенты, администрация, инвесторы, твой персонал — созависимы все.
Престиж? Тут спорить не буду: модно и круто — это отличная причина потратить несколько лет своей жизни и миллиарды нервных клеток. Лично мне безумно нравится та жизнь, которой я живу. Я предприниматель уже около 10 лет, начинал с нуля несколько раз в разных городах. И первые годы было очень нелегко. Если вы готовы первые годы впахивать и не получать серьезной отдачи ради чего–то большего — отлично. Значит, вы готовы.
Вы должны выбрать что–то, что вам близко, хорошо получается и будоражит фантазию. Круто, если вы сразу знаете, что это. Если нет, задайте себе следующие вопросы. В чем я хорош? Зачем ко мне обращаются люди? В чем я могу разобраться?
Автор: совладелец ОП "ЭКСМАШ" Роман Бобоедов