Январский отскок цен

В январе личная инфляция россиян оказалась в 5 раз выше показателя Росстата, подсчитал холдинг "Ромир". Реальный рост цен не находит отражения в официальной статистике.

Исследовательский холдинг "Ромир" подсчитал, что личная инфляция россиян в январе выросла на 3,2% по сравнению с декабрем 2016 года. Основная причина — подорожание продуктов и товаров первой необходимости. Показатель "Ромира" в 5 раз превышает официальную инфляцию от "Росстата" в 0,6%. Ретейлеры уверяют, что январский скачок цен — это результат завершения новогодних распродаж.

В режиме онлайн

В январе этого года продукты подорожали в среднем на 7%, алкоголь прибавил 12%, корма для животных — до 45%, стоимость услуг ЖКХ увеличилась на 1,1%.
Свою методику "Ромир" назвал дефлятором. В основу исследования "Ромира" вошли данные о совершенных покупках, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Было проанализировано более 10 млн покупок, совершенных жителями российских городов в 2008–2015 годах.
Домохозяйства — участники проекта Romir Scan Panel сканировали штрихкоды всех купленных товаров, приносимых домой. В выборку попало 156 наименований товаров.
По данным исследователей, январский дефлятор уже не первый год превышает официальные показатели — так, в прошлом году значение дефлятора превысило показатель инфляции втрое. При этом в прошлом январе также был зафиксирован рост цен на алкоголь на 8%.

Эхо санкций

Интересно, что представители торговых сетей затруднились объяснить зафиксированное исследователями повышение цен. Так, федеральные торговые сети не стали комментировать исследование "Ромира" о росте цен. "Лента", "О'Кей", "Дикси" и Х5 на запрос "ДП" не ответили.
Представители оптовой торговли утверждают, что в январе отпускные цены поставщиков не показали резкого роста.
"В декабре поставщики несколько увеличили цены на ряд товарных категорий: мясо, алкоголь, свежие овощи и фрукты, — говорит директор по закупкам сети "Оптоклуб "Ряды" Ладимир Волошин, — в январе на волне общерыночного снижения спроса цены незначительно снизились".
По его словам, такие колебания незначительны и происходят почти каждый год.
В петербургской сети "РеалЪ. Свежие продукты" отмечают, что повышение цен идет постоянно, но именно с 1 января производители не повышают цены, так как именно в этот период потребители стараются экономить.
"Кто успел из производителей, тот повысил цены в ноябре–декабре, теперь очередное повышение цен у них будет примерно в марте–апреле, некоторые из поставщиков уже об этом заявляют", — говорят в торговой сети.
"На повышение цен сети всегда реагируют негативно. Начинаются сложные переговоры, которые приводят к перерывам в работе", — сетуют в пивоваренной компании "Балтика". В прошлом году компания повышала цены, но в пределах инфляции. Дело в том, что ряд поставщиков "Балтики" повысили расценки, так как сами столкнулись с ростом себестоимости своей продукции — например, из–за колебаний курсов валют в 2016 году подорожало импортное сырье для производства упаковки.
В торговой сети "РеалЪ. Свежие продукты" напоминают, что отношения ретейлеров и поставщиков усугубил закон о торговле, по которому сети стали работать с 1 января 2017 года. В итоге закупочные цены крупнейших ретейлеров оказались не выше, а ниже, в то время как мелкие и средние торговцы перестали получать скидки от поставщиков.
Эксперты склоняются к мысли, что январский скачок цен — это либо эффект низкой базы, вызванный отменой предновогодних скидок, либо результат того, что сети увеличили торговую наценку, чтобы компенсировать январский спад продаж.

Опыт двух лет

"Учитывая опыт как минимум двух последних лет, которые уже были кризисными, после январских скачков дефлятора россияне в феврале переходят в режим строгой экономии, чтобы восполнить материальные потери первого месяца года", — говорится в исследовании холдинга "Ромир".
Так, в феврале прошлого года дефлятор потерял 0,3% против январского значения, а в феврале 2015 года — 0,7%.
По итогам нынешнего февраля россиянам вряд ли удастся полностью отыграть январский скачок. А это значит, что накопленное годовое значение дефлятора продолжит расти с опережением инфляции, прогнозируют в исследовательском холдинге.
Скорее всего, такой рост личной инфляции потребителей в январе по сравнению с декабрем связан с большим количеством предновогодних акций. К концу года производители старались выполнить планы продаж, а сети — достигнуть поставленных целей по обороту. Поэтому здесь совпали интересы одних и других. Кстати, стоит отметить, что количество промоактивностей в декабре в розничных сетях является максимальным за весь год. А в январе, наоборот, оно минимально. Большинство производителей на январь вообще никаких акций не планирует. Поэтому складывается впечатление, что все так подорожало. С середины февраля снова начинаются акции, приуроченные к праздникам, сначала к 14–му числу, затем к 23–му.
Александр Мышинский
гендиректор ГК "Реал"