Низкие акцизы и культура пития: что спасет российских виноделов

 

В самом конце 2016 года вице–премьер Александр Хлопонин призвал россиян повышать культуру пития: "Перед правительством России и руководством страны поставлена задача поменять качество культуры пития в России. Мы сегодня пьем очень много крепких спиртных напитков. Нужно начать пить вино, которое по крепости гораздо меньше и по своему качеству лучше, чем крепкие спиртные напитки". Это судьбоносное для всего винодельческого рынка выступление не помешало правительству с 1 января 2017 года повысить в стране акцизные ставки на всю винодельческую продукцию, изготовленную из иностранного сырья. На шампанские и игристые вина рост акциза составил 38,5%, на вина виноградные — 100%, на сидр и медовуху — "всего" на 233%! Для сравнения: акциз на водку в 2017 году вырос на 4,6%.
Невиданным повышением акцизов на винодельческую продукцию правительство РФ, судя по всему, собирается отучить отечественного потребителя от водки, самогона и спиртосодержащих жидкостей и переключить российское общество на потребление вин. Неужели при выработке новой акцизной политики в отношении винного рынка правительство РФ не учитывало тот факт, что российские производители винодельческой продукции по независящим от них причинам не могут использовать в процессе производства только виноград, произведенный отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями? Или в правительстве РФ никто не знал, что внутренний рынок может обеспечить только 30% потребности российских производителей в отечественном винограде?
Я уже 15 лет работаю на алкогольном рынке и каждый год жду, что правительство РФ наконец–то на деле, а не только на словах начнет решать проблему алкоголизма в нашей стране. Для этого надо бросить огромные силы и средства на создание винной культуры в России. Виноградарство и виноделие должно стать основой государственной алкогольной политики на многие годы. Необходимо отнести все вопросы по выработке и реализации государственной политики, в сфере производства винодельческой продукции, произведенной отечественными производителями, к полномочиям Министерства сельского хозяйства. Включить в перечень сельскохозяйственной продукции все вина, произведенные на территории России, вне зависимости от географического происхождения виноградного сырья. Создать реальные условия для продвижения винодельческой продукции российских производителей, а именно: разрешить рекламу виноградных, игристых и шампанских вин, произведенных на территории РФ, в периодических печатных изданиях, на радио и телевидении. И конечно, как это принято в большинстве стран ЕС, снизить акцизы до нулевого уровня на всю винодельческую продукцию, произведенную на территории страны. А закончить я хочу словами главного специалиста Минздрава России по профилактической медицине Сергея Бойцова: "Безусловно, надо менять культуру потребления алкогольной продукции. Развивать в молодежной среде культуру потребления не пива, а вина, приучать людей получать удовольствие не от факта опьянения, а от вкуса напитка". Даже Н. В. Гоголь не смог бы лучше написать о вине!
Автор - генеральный директор НП "Клуб профессионалов  алкогольного рынка"