В Колпино остановил работу завод автокомпонентов Магнитогорского металлургического комбината

В Колпино остановил работу завод автокомпонентов, принадлежащий Магнитогорскому металлургическому комбинату Виктора Рашникова (справа). Стратегическое предприятие стоимостью 300 млн евро, которое в 2011 году открывал лично Владимир Путин, оказалось убыточным из–за падения объемов производства автомо
В Колпино остановил работу завод автокомпонентов, принадлежащий Магнитогорскому металлургическому комбинату Виктора Рашникова (справа). Стратегическое предприятие стоимостью 300 млн евро, которое в 2011 году открывал лично Владимир Путин, оказалось убыточным из–за падения объемов производства автомо

В Колпино остановился завод автокомпонентов "Интеркос IV" Магнитогорского металлургического комбината. Стратегическое предприятие стоимостью 300 млн евро, которое в 2010 году открывал лично Владимир Путин, оказалось убыточным из–за падения объемов производства петербургского автокластера.

Распускать сотрудников и сворачивать производство "Интеркос IV" начал еще в середине прошлого года, рассказывают знакомые с вопросом сотрудники промышленного парка "Ижорские заводы", где размещается предприятие. Как сообщили корреспонденту "ДП" по телефону приемной "Интеркоса IV", сейчас компания реорганизована, а возглавляет ее Илья Литвинов (ранее был главным бухгалтером предприятия), выходец из Магнитогорска. Назначен он на эту должность, судя по раскрытию информации, в конце сентября 2016 года. Прежний глава завода Борис Семенов, который руководил производством с 2011 года, в сентябре 2016 года вернулся в Магнитогорск и стал председателем профсоюзного комитета группы ОАО "ММК".

С большим размахом

Завод в Колпино Магнитогорский металлургический комбинат миллиардера Виктора Рашникова решил строить еще в 2007 году. В качестве базы для создания нового производства было выбрано предприятие "Интеркос IV", организованное петербургскими инженерами в 1993 году. ММК купил долю в нем, как тогда оценивали, за $20 млн. Примерно так же в те годы поступил, к примеру, Михаил Прохоров, купивший петербургское предприятие "Яровит Моторс" для запуска своего проекта "Ё–мобиль".
Компетенции местных специалистов в отрасли автокомпонентов были востребованы. Это было время расцвета автомобильной промышленности в Петербурге. Один за другим в город приходили иностранные автоконцерны, которые по соглашению с властями были обязаны наращивать локализацию своих сборочных производств. Штампованные детали — кузова, дверей и пр. — были им остро необходимы. Так что сбыт будущему заводу ММК был гарантирован. Еще до открытия, в 2008 году, ММК подписал с городскими властями соглашение о стратегическом партнерстве, что гарантировало серьезные налоговые льготы. На закладку первого камня, а затем и на открытие завода в 2010 году приезжал Владимир Путин. Старт работы такого крупного предприятия, которое вместе с оборудованием оценивалось примерно в 300 млн евро, был настоящим триумфом для Валентины Матвиенко и ее команды.

Сложности перевода

На пике расцвета городского автокластера в 2013 году четыре петербургских завода отчитались о выпуске 394 тыс. машин, и еще 80 тыс. сделал всеволожский Ford.
С тех пор ситуация на рынке очень сильно изменилась. Ford весь прошлый год сокращал сотрудников и делал перерывы в производстве. General Motors в 2015 году и вовсе прекратил работу. Именно эти два завода, по данным экспертов аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб", и были основными клиентами "Интеркоса IV" в Петербурге.
В 2015 году ММК внес в уставный капитал ЗАО "Интеркос IV" 3,9 млрд рублей за счет допэмиссии акций, до этого у одного из крупнейших предприятий автокластера Петербурга уставный капитал был всего 58 тыс. рублей. Это был год, когда дела компании, судя по всему, пошли хуже: выручка упала вдвое.
В марте 2016 года компания провела реорганизацию, преобразовавшись в одноименное ООО. При этом "Интеркос IV" так ни разу и не порадовал акционеров ММК прибылью. К тому же завод, по–видимому, не смог выйти на проектную мощность — 250 тыс. т штампованных изделий в год. Показатели загрузки завода не публиковались, так что приходится ориентироваться на косвенные данные, судя по которым завод был загружен в лучшие годы примерно наполовину.
Сам Илья Литвинов в разговоре с "ДП" отрицал, что завод прекратил работу, а сотрудники уволены. Он подчеркнул, что речь идет лишь о реорганизации и расторжении трудовых договоров. Само же предприятие, по его словам, исправно работает.
Правда, где именно, он не уточнил, а ведь как раз в этом и заключается вопрос. Дело в том, что, как выяснил "ДП", почти все оборудование из Петербурга еще летом 2016 года было перевезено в Магнитогорск и сейчас работает именно там. Об этом рассказал один из менеджеров самого ММК — специалист по продажам продукции предприятиям автомобилестроения, мостостроения и передельной промышленности. В Петербурге, по его словам, как и прежде, работает склад, который отгружает автопредприятиям продукцию. Но теперь ее изготавливают на Урале. А логистика, по заверениям менеджеров по продажам, хорошо налажена за предыдущие годы работы завода в Петербурге. Видимо, именно в этом и заключается та самая реорганизация.
Детали происходящего на предприятии в Колпино Илья Литвинов обсуждать по телефону отказался. Зато в пресс–службе ММК не стали отрицать закрытие петербургского производства. "Компания "Интеркос IV", сохраняя свой юридический статус, находится в стадии трансформации с возможным перепрофилированием, например, в индустриальный парк, что сможет повысить коммерческую привлекательность актива на рынке", — сообщили в московском офисе ММК.
Представитель магнитогорского комбината также сообщил об отсутствии каких–либо существенных финансовых претензий к ООО "Интеркос IV" со стороны третьих лиц.
Глава петербургского комитета по промышленности и инновациям Максим Мейксин узнал о прекращении выпуска продукции на петербургской площадке "Интеркос IV" от корреспондента "ДП".
"Кто–то все время приходит, а кто–то уходит — это нормально. К сожалению, мы не можем конкурировать с другими регионами по каким–то показателям, например по зарплате", — говорит Максим Мейксин.

Лишняя площадка

Впрочем, будущее площадки в Колпино и планы на нее менеджеров ММК вызывают много вопросов. Дело в том, что она расположена на территории промышленного парка "Ижорские заводы", по сути, за забором крупного оборонного завода. И рассматривать ее как отдельный объект недвижимости можно лишь с большими допущениями.
Группа ОМЗ, которой принадлежит ОАО "Ижорский завод", развивает свободные территории и незанятые цеха как собственный промышленный парк. Так что планы ММК по развитию в таком качестве своей производственной площадки знакомые с вопросом специалисты называют "интересными", но комментировать отказываются.
К тому же у городских чиновников есть планы по созданию внутри этой промзоны собственного промышленного парка. Кстати, самый большой из зафиксированных сейчас в базе арбитражных дел исков к компании подан комитетом имущественных отношений — чуть больше чем на 3 млн рублей. Он касается неисполнения неких обязательств по сделкам с землей, однако подробности иска пока не раскрываются. Было бы неудивительно, если бы речь шла о необходимости возврата городу земли в Колпино, которую ММК получил в 2008 году как стратегический инвестор.

Пошли стаей

Надо отметить, что "Интеркос IV" — не первый производитель автокомпонентов, покидающий Петербург. В 2015 году, когда стало известно о закрытии завода GM, город покинул и его поставщик Johnson Controls. Крупный канадский производитель пластиковых деталей Magna также свернул производство и вывез его в Калугу.
Тем не менее, как бы ни была показательна ситуация с остановкой производства на "Интеркосе IV", надо признать, что задел, сделанный при Валентине Матвиенко, все еще позволяет называть Петербург крупнейшим российским центром автомобилестроения наряду с Тольятти, Нижним Новгородом и Калугой. Несмотря на уход General Motors, в городе работают три крупных иностранных производителя и десятки предприятий, производящих автокомпоненты. И хотя количество выпущенных машин падает третий год подряд, отрасль развивается.
Совокупный объем отгруженной продукции предприятий отрасли в 2016 году вырос на 8,6% к 2015 году (374,7 млрд рублей). Зарплаты в отрасли — одни из самых высоких в городе, 63 тыс. рублей (по данным "Петростата" на сентябрь 2016 года). Так что опасения Максима Мейксина, что именно уровень зарплат мог стать одной из причин переезда "Интеркоса IV" в Магнитогорск, могут быть оправданы. Ведь в Челябинской области в этой отрасли средний уровень зарплат — 34 тыс. рублей.
Похоже, сильным аргументом для переезда стало и закрытие GM, и проблемы завода Ford во Всеволожске, который по сравнению, например, с 2012 годом, когда было сделано 110 тыс. автомобилей, почти прекратил производство. А договариваться о поставках, к примеру, на крупнейшее сейчас предприятие города Hyundai бесполезно, ведь корейцы привезли и уже запустили собственное производство штампованных деталей. Вероятнее всего, магнитогорские менеджеры решили просто сэкономить на издержках своего сильно недозагруженного и глубоко убыточного петербургского предприятия.