Когда и как нужно менять директора

  

В большинстве случаев компании не афишируют решение о смене генерального директора. Думаю, это связано со страхом потери клиентов. Рынки не всегда позитивно воспринимают уход основателей. С уходом Павла Дурова из "ВКонтакте" у компании исчез эксцентричный подход к продвижению, который так полюбился пользователям. Шаблоны мышления настолько сильные, что компания осознанно выбирает так называемый stealth mode (скрытный режим, когда все молчат о том, что происходит в компании, и только спустя длительное время уже по факту заявляют о произошедшем).
Десять лет назад я основал хостинговую компанию Timeweb. Сейчас у компании новый этап. Я ухожу с поста СЕО. Частично это продиктовано моими планами, а частично — пользой для сотрудников компании. На разных этапах бизнесу нужны лидеры с разными профессиональными и личностными качествами. Когда новый CEO вырос внутри компании, это важный сигнал: нет таких должностей, которые являются недоступными в результате карьерного роста.
Новый директор всегда человек со своим опытом, взглядами, отличными от взглядов предыдущего лидера. Правильный выбор CEO позволяет увидеть зоны роста там, где их не замечало прежнее руководство.
Хорошо известна ситуация с Германом Грефом, который, придя в Сбербанк, начал все менять. Например, отменил власть управленцев в отделениях. Внедрил гибкие методологии разработки применительно ко всем процессам. Разработал IT–систему, которая собирает воедино все данные банка и позволяет работать с ними как с Bigdata, а сейчас собирает огромные команды аналитиков. Прежние руководители катили банк к обрыву и не видели этого. Предыдущее бездействие дало опасную иллюзию безопасности. Стоило посмотреть свежим взглядом, чтобы понять, что нужно многое менять, и быстро.
При смене директора важно качественно провести передачу дел. Это значит, что должна существовать система менеджмента, делающая процесс управления полностью прозрачным. Также важно настроить новый процесс взаимодействия с собственниками, которого раньше могло не быть. Нужно понимать, что на эту отладку могут уйти не только месяцы, но и целый год. И важно выбрать правильного кандидата, который уже показал себя не только руководителем–профессионалом, но и лидером.
Смена директора — это естественная процедура, необходимая для развития компании. Компания, которая может развиваться и при смене генерального директора, обладает большим потенциалом в реакции на рыночные изменения, а значит, сможет приспособиться к любым условиям.
Автор - основатель и экс-генеральный директор Timeweb