Ждут чуда из–под колес

 

Автодилеры, которые дожили до 2017 года и не обанкротились, не закрылись, не продали бизнес конкурентам, полны оптимизма. Прошедший год многие называли решающим, это было дно кризиса. За 11 месяцев 2016 года продано 107,8 тыс. машин, что на 4% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. А в самый сытый 2012 год продажи составили 212,2 тыс. машин, почти вдвое больше, чем в 2016 году. Падать дальше некуда, поэтому теперь все дружно прогнозируют рост рынка на 5–10%. Во–первых, благодаря продлению различных программ господдержки. Во–вторых, остается надежда на адаптацию покупателей к кризису и отложенный спрос, хотя объективных предпосылок для этого нет: доходы населения не растут, а вот расходов все больше — ипотека, потребительские кредиты и т. д.
Прочно стоят на ногах лишь крупные компании, имеющие существенную долю рынка. Им выгодно скупать активы других игроков. Например, сейчас можно приобрести автоцентр по цене квартиры в элитном доме, и такие сделки в прошлом году уже были. Но гигантов единицы, и тянуть за собой весь рынок им не под силу. Кризис оказался на руку и малоизвестным игрокам, которых официальные участники рынка называют серыми дилерами. Покупатели активно экономят, поэтому все чаще обращаются к неофициальным продавцам, которые выигрывают у официальных по цене.
Любой аргумент оптимистов разбивается о реалии. Но что сделали сами дилеры, чтобы стимулировать спрос? Какие шаги они предприняли, кроме скидок вплоть до демпинга и вялых рекламных кампаний без надежды заинтересовать покупателя? Понятно, что автобизнес консервативен из–за неповоротливости автоконцернов, которые пока не готовы к серьезным переменам в рекламных и маркетинговых стратегиях автодилеров. Понятно, что важную роль играет экономическая ситуация. Но это не повод сложить лапки и не пытаться взбить из молока масло. Например, в прошлом году некоторые российские игроки анонсировали создание автомобильных интернет–магазинов, и эта идея имеет все шансы на успех, хотя и выглядит как имиджевое решение. Дилерам придется включить воображение и выйти из традиционных рамок работы с покупателями. Иначе к моменту выхода из кризиса они не смогут раскачать на покупку нового автомобиля даже платежеспособных клиентов.