Как создать компанию в сфере промышленного дизайна за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин
Дмитрий Мареев (слева) и Борис Баранник проектируют самые разные товары — от трамвая до эндоскопа. За 5 лет работы компании им удалось довести выручку до 15 млн рублей, и число заказов ежегодно растет.

Предприниматели Борис Баранник и Дмитрий Мареев открыли компанию, которая создает промышленный дизайн изделий. За 5 лет работы они модернизировали самые разные вещи — от кофеварки до теплохода, а годовую выручку им удалось довести до 15 млн рублей.

Борис Баранник и Дмитрий Мареев учились в Политехническом университете: Борис — инженер, а Дмитрий — дизайнер. Дополнив навыки друг друга, они решили запустить свой бизнес — компанию Forma (ООО "Форма"), которая разрабатывает дизайн промышленных изделий. Предприниматели создают чертежи, макеты, а также находят поставщика для каждой детали из этого макета — в комплексном подходе они и видят свое преимущество.
Первым клиентом предпринимателей была кожгалантерейная компания, для которой они разработали замок сумки–дипломата. С тех пор им приходилось проектировать рекламные дисплеи, дозаторы очищающих средств и даже теплоход. Для начала бизнеса Борис и Дмитрий заняли несколько сотен тысяч рублей, купили фрезерный станок и арендовали подвал площадью около 45 м2 на Дворцовой наб. "Оказалось, что тут гораздо дешевле, чем в разных "льготных" и "бесплатных" бизнес–инкубаторах", — замечает Дмитрий Мареев.

Техническая мафия

Сейчас компания работает в том же здании, но помещение расширили до 85 м2. В "Форме" 12 сотрудников, большая часть из них — выпускники Политеха. "Это такая небольшая мафия, поэтому у нас до сих пор нет проблем с поиском работников", — смеется Борис Баранник.
Основные затраты бизнеса — зарплата, аренда, амортизация оборудования (компьютеры, станок с числовым программным управлением, верстаки, инструменты и др.).
Реклама, рассказывают предприниматели, в этом бизнесе не очень эффективна — заказчиков в основном находят на профильных выставках и мероприятиях, знакомятся лично с руководителями, обмениваются визитками. "Первое время мы с коммерческим директором еще и обзванивали всех, рассылали коммерческие предложения, рано или поздно это приносит результат", — говорит Борис Баранник. За 5 лет предприниматели выполнили около 180 заказов, в этом году — около 40. Выручка за год составила 15 млн рублей.

Как заграничное

В Петербурге чуть больше десятка студий промышленного дизайна, объем рынка оценивают в 500 млн рублей в год. Среди участников рынка: prom.design, Designex, proforma и др.
Александр Еременко, гендиректор фирмы BrandLab, говорит, что если в потребсекторе роль бренда при выборе товара — 50–90%, то в b2b — примерно 5–20%. В этих границах можно "склонить" покупателя на свою сторону за счет дизайна.
"Выбирая поставщика, заказчик не знает ничего о качестве, цены на рынке более–менее одинаковые, тут и начинает работать бренд, — продолжает Александр Еременко. — Мы делали проект для производителя тротуарной плитки под названием "промстрой–что–то", а после смены дизайна и ребрендинга владельцы говорят, что их видят как западный бренд".