"ДП" разобрался, в чем суть нового проекта "Ростелеком" по запуску мобильной связи

Автор фото: Волков Павел
Россия. Санкт-Петербург. Ростелеком

"Ростелеком" запускает услуги мобильной связи на сети дочерней компании Tele2, но собирается продавать их только тем, кто пользуется другими сервисами госоператора. Конвергентные услуги, несомненно, востребованы рынком, но в данном случае выгода абонента неочевидна, считают эксперты телеком-отрасли.

"Ростелеком" уже запускал мобильную связь, в Петербурге и Ленобласти — с 1 августа 2013 года. Но тогда через несколько месяцев после запуска он стал совладельцем Tele2 и отказался от собственной сотовой связи, чтобы не конкурировать с новоявленной "дочкой". Теперь же "Ростелеком" запускает мобильную связь на сети Тele2, но под собственным брендом, то есть становится виртуальным сотовым оператором. Сейчас его услуги доступны еще не во всех регионах России, но постепенно он займет такую же территорию, как и Tele2.
Заказать с доставкой SIM-карту "Ростелекома" можно только тем, кто уже является абонентом какого-либо другого сервиса оператора (городская телефония, интернет-доступ или цифровое ТВ) или желает его заодно подключить. Таким образом, "Ростелеком" делает ставку на конвергентные услуги. Это когда потребитель покупает несколько сервисов у компании разом и получает за это скидку. Речь о том, что будущее за конвергенцией, идет на телеком-рынке с 2000-х годов, но реализованных удачных, хорошо продающихся предложений пока немного. "ДП" разбирался, с чем выходит на эту сцену крупнейший в стране оператор — "Ростелеком".
В рекламе своих мобильных услуг "Ростелеком" сообщает, что новый абонент получит разовую скидку 50% на городскую телефонию. "Это может быть интересно, так как в Петербурге большое количество городских телефонов — 1,4 млн домохозяйств пользуются фиксированной связью, и большая часть потребителей — пожилые люди, которые от домашнего телефона не хотят отказываться", — говорит Денис Кусков, глава агентства Telecom Daily. В "Ростелекоме" поясняют, что такое "разовая скидка": "Это скидка 50% от размера платы за линию городской телефонии. Дается на первый месяц. Потом скидка может продлеваться, если сумма расходов на всех SIM-картах "Ростелекома", привязанных к данному городскому номеру, превышает 500 рублей". Для справки: 50% платы за предоставление абонентской линии — это 102,5 рубля. Средний счет абонента сотовой связи в Петербурге не превышает 500 рублей (составляет 420 рублей), так что в большинстве случаев на продление сторублевой скидки стоит рассчитывать семьям, которые полностью пересели на "Ростелеком".
"Фишка", которую безболезненно для себя мог дать абонентам "Ростелеком", — бесплатные звонки на свои номера, а это большинство петербургских городских номеров. И действительно, такой безлимит есть во всех пакетных предложениях. Примечательно еще и то, что если скомбинировать самое дешевое мобильное предложение "Ростелекома" с самым дешевым фиксированным (одна только плата за линию), то можно получить городской безлимит по более низкой цене, чем просто безлимит пользователя городской фиксированной сети. Получается, что "Ростелеком" конкурирует сам с собой. В компании это поясняют так: "Услуги по фиксированной телефонии — это регулируемая услуга, и тарифы устанавливаются законодательством". Денис Кусков считает: если внутренняя конкуренция действительно наметится, компания скорректирует предложение, обычно операторы заранее обращают на это внимание.
"С точки зрения стратегии решение продвигать конвергентные услуги — абсолютно верное, комментирует инициативу "Ростелекома" гендиректор аналитической компании "Рустелеком" Юрий Брюквин. — Но вот то, как оно реализовано… Приходят на ум только два слова: "странно" и "впопыхах".
Немаловажная сторона конвергенции — выставление единого счета за все услуги. Сделать это "Ростелеком" собирается в 2017 году.
Одним из главных продвиженцев конвергентных услуг на рынке телекома является "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). К настоящему моменту такими услугами пользуется 355 тыс. абонентов оператора по всей России. "Ростелеком" хочет получить "сотни тысяч" таких абонентов на одном только Северо-Западе.
Эксперты рынка считают, что, возможно, "Ростелекому" стоит обратить внимание на опыт столичного оператора фиксированной связи МГТС, который предоставляет конвергентные услуги вместе с МТС, будучи с ними в одной АФК "Система". В сводной таблице тарифов на сайте МГТС четко видно систему скидок, которые получает абонент за пользование сразу несколькими услугами двух операторов. Такое наглядное представление абсолютно необходимо "Ростелекому", считают отраслевые аналитики, тем более что ему придется труднее, чем МГТС, так как последний работает в паре с известным сотовым оператором, столичным лидером, а "Ростелеком" на мобильном рынке пока не имеет веса.