По главной улице с глинтвейном

В этом году в Петербурге бум новогодних ярмарок: в декабре пройдет 38 мероприятий на улицах города, кроме того, торговые зоны подготовили почти все ТЦ.

По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), в декабре этого года в городе запланировано 38 новогодних ярмарок. Планы на январь пока не опубликованы, но предприниматели уверены, что ярмарок будет больше, чем в прошлые годы. Ярмарочная торговля замещает ларечную, с которой власти города активно боролись весь год.

Работа не прекращается

"Ярмарки почти не закрываются, возле северных станций метро они "прописались", — говорит владелец ООО "Каскад" (компания — оператор мероприятий) Павел Краев. На главную ярмарку на Пионерской площади город в этом году потратит 19,5 млн рублей, в прошлом году праздник обошелся в 16 млн. Оператор тот же, что и год назад, — ООО "Нью Медиа групп". Объем декабрьского рынка ярмарок Павел Краев оценивает в 240 млн рублей: около 3,5 тыс. рублей в день стоит торговое место, всего их около 60 на каждой ярмарке. В Петербурге с 2014 года, как уже писал "ДП", стало вдвое больше легальных ярмарок, нелегальных — меньше. Среди причин бизнесмены называют обострение борьбы с ларьками (ярмарки их замещают) и отсутствие законодательной базы для палаточной торговли.

Все для арендаторов

Многие владельцы ТЦ решили сами организовать новогоднюю ярмарку. Они рассказывают, что посетители позитивно относятся к такой форме торговли, считают ее европейской. Формат ярмарки в ТЦ предполагает не только продажу товаров, но и конкурсы, мастер–классы и другие развлечения.
Александра Степанова, управляющий директор ТВК "Гарден–Сити", рассказывает, что заработок ярмарки приносят небольшой и служат в первую очередь для привлечения посетителей. По ее словам, в "Гарден–Сити" новогодняя ярмарка началась в ноябре — сразу после осенней "урожайной". Это позволило нивелировать влияние низкого сезона.
Надежда Пукшанская, директор по маркетингу SRV в России, добавляет, что в ТЦ "Жемчужная Плаза" новогодняя ярмарка тоже затянется: она открылась 15 ноября, закончит работать 9 января. Домики в скандинавском стиле для арендаторов строили сами, чтобы сохранить единообразие. "Ассортимент — таежный мед, пряники, пледы с рукавами, керамика ручной работы. Подбор арендаторов начали еще летом", — говорит Надежда Пукшанская.
В ТРЦ "Охта Молл" в ярмарке будут участвовать около 20 операторов по торговле продуктами, сувенирами, "хенд–мейдом" и др. Палатки для нее "Охта Молл" тоже строил самостоятельно.

Сезонные ставки

Строительство и украшение 60 домиков, по опыту компании Smart Start, обходится примерно в 35 млн рублей. Этот оператор в 2016 году будет организовывать ярмарки в ТРЦ "Галерея" и ТРЦ "Радуга".
Юрий Станиславский, представитель фестиваля "Северное сияние", рассказывает, что с 20 декабря прокат оборудования дорожает. Площадки под мероприятия на ярмарках тоже обходятся дороже. "Растет число предложений от участников, и торговые центры поднимают арендные ставки", — говорит он. Дороже всего обходятся большие уличные мероприятия, зато они дают высокую проходимость — 40–50 тыс. человек в день. Юрий Станиславский добавляет, что за год появилось много небольших компаний, которые сдают в прокат оборудование для проведения массовых мероприятий. В итоге в этом году аренда подорожала не в 2 раза, как обычно перед рождественскими праздниками, а только на 30%.